Вывести на печать

Энергетика. Примерно 1/3 энергетических потребностей Швеции удовлетворяется за счет импортных энергоносителей, среди которых главным является нефть, за ней следуют уголь и природный газ. Основные местные источники энергии – ядерное топливо, гидроэнергетические ресурсы, древесина. В 1960–1970-е годы шведское правительство отпускало большие средства на развитие атомной энергетики: в 1992 в стране действовали 12 АЭС, и по производству атомной энергии на душу населения Швеция занимала ведущее место в мире. Референдум, проведенный в 1980, подавляющим большинством голосов высказался за свертывание этой отрасли к 2010. В 1996 доля атомной энергии в энергобалансе страны достигла 47%, причем стоимость ее была одной из самых низких в мире.

Гидроэнергетика всегда играла важную роль в экономическом развитии скандинавских стран. В 1996 ее доля в энергопотреблении Швеции составила 34%. По экологическим соображениям не разрешается строить плотины на реках, где сток до сих пор не зарегулирован, пока другие источники энергии обходятся не слишком дорого. 3/4 гидроэнергии поступает со станций, сооруженных на крупных полноводных реках Норрланда, хотя основными энергопотребителями являются города Средней и Южной Швеции. Поэтому важное значение приобрело возведение экономичных линий электропередач (ЛЭП) на большие расстояния. В 1936 была проложена первая ЛЭП напряжением 200 кВт, соединившая южный Норрланд с равнинами Средней Швеции. В 1956 ЛЭП напряжением 400 кВт связала гигантские гидроэлектростанции Стурноррфорсен на р.Умеэльвен и Харспронгет на р.Лулеэльвен.

Обрабатывающая промышленность. В 1995 в этой отрасли было занято 761 тыс. человек, на 26% меньше, чем в 1980. Почти половина всех занятых в промышленности приходится на долю металлургии и машиностроения. За ними следуют лесоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая, пищевкусовая и химическая промышленности, на долю которых в совокупности приходится ок. 40% занятых.

Металлургия – одна из главных отраслей промышленности Швеции. Она сконцентрирована преимущественно в Бергслагене, где еще в 16–17 вв. широко применялась доменная плавка на высококачественных местных рудах. В конце 19 в. сотни небольших металлургических предприятий этого района были заменены несколькими крупными комбинатами с более совершенной технологией производства. Ныне там налажено производство стали в электрических печах с применением коксующегося угля. Крупнейший металлургический завод находится в Домнарвете. В середине 20 в. были впервые построены металлургические заводы в прибрежных районах Швеции, что облегчило доставку кокса и металлолома, а также экспорт полуфабрикатов на машиностроительные предприятия портовых городов Северной Европы. Производство стали выросло с 2 млн. т в 1957 до 5,9 млн. т в 1974. В 1990-х годах оно держалось на уровне ок. 5 млн. т в год.

Машиностроение – самая старая и наиболее развитая отрасль обрабатывающей промышленности в скандинавских странах. В Швеции на ее долю приходится ок. 45% поступлений от экспорта. Она производит широкий спектр товаров, включая станки, точные измерительные приборы, оборудование для электростанций, шарикоподшипники, радиолокационное оборудование, автомобили, оборудование для сотовой связи, реактивные истребители и проч. Различные предприятия этой отрасли расположены на равнинах Средней Швеции между Стокгольмом и Гётеборгом, причем наибольшее их число сосредоточено вокруг оз. Меларен и в долине р.Гёта-Эльв. Крупный очаг машиностроения находится также на юго-западе Сконе, в Мальмё и других близлежащих городах.

Самый развитый сектор шведского машиностроения – автомобилестроение. Главные производители – компании «Вольво» и «Сааб». Свыше 4/5 выпускаемых в Швеции легковых и грузовых автомашин и автобусов идет на экспорт, причем 1/3 из них направляется в США.

На протяжении полувека, вплоть до конца 1970-х годов, на мировом рынке лидировало судостроение Швеции. Затем в этой отрасли наступил быстрый спад, сопряженный с перепроизводством судов (особенно танкеров) на мировом рынке, двумя затяжными экономическими кризисами и жестокой конкуренцией со стороны стран с низкой оплатой труда (Корея, Бразилия). Если в 1975 судоверфи Швеции спустили на воду суда общим водоизмещением 2,5 млн. регистровых тонн, то в 1982 производство сократилось до 300 тыс. т, а в 1990 – до 40 тыс. т.

Транспорт. Внутренние перевозки в Швеции осуществляются главным образом автомобильным и железнодорожным транспортом. На грузовых автомашинах перевозится около половины всех грузов, причем преобладают перевозки на небольшие расстояния. Железные дороги, к строительству которых государство приступило в 1854, оставались главным видом транспорта вплоть до 1960-х годов. На их долю приходилась около трети грузоперевозок (преимущественно на большие расстояния). По железным дорогам доставлялась руда из северных месторождений в порты Нарвик и Лулео. На долю водного транспорта приходилась примерно 1/6 всех грузоперевозок (в основном строительные материалы). Около 90% пассажироперевозок осуществляется на легковых автомобилях и автобусах. В 1996 на каждых 2,4 человека приходился один автомобиль.

Торговый флот Швеции в 1980 имел общее водоизмещение менее 4 млн. брутто регистровых тонн, а в 1996 – всего 2,1 млн., причем половина из них приходилась на долю танкеров. По объему импортных грузов первое место занимает порт Гётеборг, а по объему экспортных грузов – Лулео. Важное региональное значение имеют порты Стокгольм, Хельсингборг, Мальмё и Норрчёпинг.

назад   дальше



ШВЕЦИЯ
ПРИРОДА
Строение поверхности
Северная Швеция
Южная Швеция
Климат
Реки и озера
Каналы
Растительность
Животный мир
НАСЕЛЕНИЕ
Демография
Этнический состав и языки
Конфессиональный состав
Урбанизация
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Государственный строй
Местное управление
Политические партии
Система правосудия
Внешняя политика
Вооруженные силы
ЭКОНОМИКА
Экономические районы
Собственность
Валовой внутренний продукт
Сельское хозяйство
Горнодобывающая промышленность
Лесное хозяйство и лесоперерабатывающая промышленность
Энергетика
Обрабатывающая промышленность
Транспорт
Внешняя торговля
Денежное обращение и банковская деятельность
Государственный бюджет
Безработица
ОБЩЕСТВО
Уровень жизни
Образ жизни
Религиозная жизнь
Рабочее движение
Кооперативное движение
Положение женщин
Социальное обеспечение
КУЛЬТУРА
Народное образование
Литература и театр
Музыкальная культура
Искусство и архитектура
Кинематография
Музеи и библиотеки
Радио и печать
Спорт
Праздники
ИСТОРИЯ
Древнейший период
Эпоха викингов
Раннее Средневековье
14 век
Кальмарская уния
Период Вазы
Густав Адольф
Королева Кристина
Карл Х Густав
Карл ХI
Великая Северная война (1700–1721)
Эра свобод
Густав III
19 век
Начало 20 в
Вторая мировая война и послевоенный период
Европейская интеграция
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
25/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!