Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Классическая эпоха. Эта эпоха в северной части побережья Перу представлена цивилизацией мочика, охватывающей, вероятно, период от рубежа нашей эры до 800 н.э.; ее материальная культура и искусство во многом продолжают технические и эстетические традиции формативного периода. В моде была керамика, изготовленная в формах, в том числе сосуды в виде человеческой головы. Металлы, включая золото, медно-золотые сплавы, серебро и медь, использовались для изготовления украшений и оружия. Сооружались огромные пирамиды из сырцового кирпича. Начался процесс концентрации населения в городах. Долины защищали укрепления, напоминающие крепости. Похоже, то была эпоха войн, и в период своего наивысшего расцвета цивилизация мочика распространилась на все северное побережье Перу. Одновременно в центральных районах побережья существовала культура маранга, на юге побережья культура наска, в северных горных районах культура рекуай, а в горах на юге культура тиауанако. Постклассическая эпоха. Очевидно, в результате военного вторжения обитателей горных областей ок. 800 многие цивилизации классической эпохи на побережье Перу и в перуанско-боливийских Андах прекратили свое существование или претерпели кардинальные изменения. Происхождение этой воинственной силы связано, возможно, с районом Тиауанако близ озера Титикака в Боливии или с памятником Уари в центральной части горного Перу. Этот феномен получил название «тиауанакоидного» или «тиауанакоподобного» культурного горизонта. Художественный стиль, весьма сходный с тем, который представлен каменной скульптурой Тиауанако, быстро распространился по всей зоне Центральных Анд, где вытеснил различные местные художественные течения классической эпохи. О том, что это проникновение и смена стиля сопровождались силовым давлением, убедительно свидетельствуют имевшие место в тиауанакоидный период запустение или перестройка оборонительных и общественных сооружений предшествующей классической эпохи. К числу других важных изменений, датируемых тем же временем, относятся уменьшение роли огромных храмовых насыпей с платформами и возникновение обнесенных стенами городских кварталов с регулярной планировкой. Эти изменения, характерные для тиауанакоидного горизонта, или для начала постклассической эпохи, продолжались и в период существования царств конца постклассической эпохи. Одно из наиболее известных царств этой группы, возвысившееся после исчезновения тиауанакоидного художественного стиля, царство Чиму на севере перуанского побережья. Другим таким царством было государство инков с центром в Куско, расположенном в горном Перу. В начале 15 в., быстро распространившись из района Куско по территории других государственных образований на территории Перу, инки создали единую империю от Северного Эквадора до центральных областей Чили. В 1532 Атауальпа, последний правитель державы инков, был захвачен и убит отрядом Франсиско Писарро, и власть над огромными владениями Инкской империи перешла к испанцам. Южные Анды. Эпоха камня. К эпохе камня относится аямпитинская стадия, представленная нижними слоями культурных отложений в пещерах горной аргентинской провинции Кордова. Стоянка Аямпитин датируется примерно 6000 до н.э. Типичным для этой культуры орудием является не имеющий черешка миндалевидный каменный наконечник, изготовленный путем оббивки. Архаическая эпоха. Культуры архаической эпохи представлены находками древностей доземледельческого населения чилийского побережья. Эти древние обитатели побережья, чье хозяйство базировалось на рыболовстве и собирательстве, пользовались рыболовными крючками, сделанными из раковин или состоящими из полированного каменного грузила и крепко привязанного к нему острия из кости или растительной колючки. Изготавливали они и шлифованные каменные сосуды. Хотя эти предметы не датированы, есть основания полагать, что они частично синхронны архаическим культурам перуанского побережья. Вероятно, культуры архаической эпохи на территории Чили просуществовали дольше, чем в регионе Перу. Культуры формативной эпохи. На территории Чили либо население, занимавшееся земледелием и изготовлявшее простую керамику, пришло на смену обитателям побережья архаической эпохи, либо же эти черты хозяйства были восприняты прежним населением извне. Позже в этом регионе появилась полихромная и двухцветная расписная керамика. Некоторые факты указывают на то, что смена культур произошла немногим ранее изобретения этой керамики. Примерно в то же время во внутренних оазисах пустыни на севере Чили впервые появилась культура атакаменьо. Хозяйство носителей данной культуры включало земледелие и разведение лам и альпака. Их поселки представляли собой огороженные стеной небольшие скопления каменных домов. Помимо керамики эти люди изготавливали различные хозяйственные и ритуальные предметы из резного дерева и выделанной кожи. Культура, сходная с атакаменьо, обнаружена и в засушливых гористых провинциях на севере Аргентины, но здесь поселки, как правило, были больше и располагались вблизи сооруженных на вершинах холмов укреплений. Чилийских носителей культуры атакаменьо и их аргентинских соседей покорили сперва инки, а затем испанцы. К югу от очагов культуры атакаменьо были распространены племена группы диагита. В их археологии можно выделить несколько этапов, представленных на территории аргентинских провинций Сальта, Тукуман, Катамарка, Ла-Риоха и Сан-Хуан, а также в смежных районах Чили. Носители языка диагита обитали здесь в момент испанского завоевания, но неизвестно, насколько глубоко в доисторические времена можно отнести появление людей данной языковой группы на этой территории. Начало земледелия датируется здесь не позже I тысячелетия н.э. В целом племена диагита были крупнее, чем атакаменьо, а занятые ими горные долины обширнее расположенных севернее и лучше обеспечены водой. |
|