|
|
Искусство и архитектура майя.
Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощенная в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощренность линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды, устремленные вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности.
Письменность и счисление времени у майя.
Исключительными интеллектуальными достижениями доколумбова Нового Света были созданные народом майя системы письма и счисления времени. Иероглифы майя служили как для идеографического, так и для фонетического письма. Их вырезали на камне, рисовали на керамике, ими написаны складные книги на местной бумаге, именуемые кодексами. Эти кодексы являются важнейшим источником для исследования письменности майя. Впервые они были переведены немецким ученым Э.Ферстеманном в 1880-х годах. Фиксация времени стала возможна благодаря сочетанию письменности и основательных астрономических знаний. В дополнение к этому майя использовали «цолкин» или «тоналаматль» системы счета, основанные на числах 20 и 13. Система цолкин, распространенная в Центральной Америке, очень древняя и не обязательно была изобретена народом майя. У ольмеков и в культуре сапотеков формативной эпохи сходные и достаточно развитые системы счисления времени сложились даже раньше, чем у майя. Однако майя в усовершенствовании числовой системы и астрономических наблюдениях продвинулись гораздо дальше, чем любой другой коренной народ Центральной Америки.
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
В Южной Америке выделяются следующие культурные зоны: 1) Центральные Анды (горные районы Перу и Боливии и перуанское побережье); 2) Южные Анды (северная и центральная часть Чили и северо-запад Аргентины); 3) Северные Анды (Эквадор и Колумбия, за исключением территорий, относящихся к бассейну Амазонки); 4) юг Центральной Америки (восточные области Гондураса, Никарагуа, Коста-Рика, Панама); 5) Венесуэла и вся Гвиана; 6) Вест-Индия; 7) бассейн Амазонки; 8) Восточная Бразилия (нагорье и побережье) и 9) южная часть Южной Америки (равнина Гран-Чако, бассейны рек Парана и Парагвай, аргентинская Пампа, Патагония, Огненная Земля).
Центральные Анды.
Эпоха камня.
В пещерах перуанского высокогорья близ города Уанкайо обнаружены культурные наслоения, содержащие наконечники метательного оружия и другие кремневые изделия, изготовленные методом оббивки и типичные для охотничьих культур эпохи камня. В прибрежных районах Перу на поверхности было найдено несколько наконечников, заставляющих предполагать заселение этой территории в плейстоцене или начале постплейстоценового периода. Сравнительно недавно появились сообщения о находке ранних наконечников на территории боливийского плоскогорья Альтиплано. Ни в одном из названных случаев не были обнаружены желобчатые наконечники раннего североамериканского типа; датировать эти находки с помощью радиоуглеродного метода или по геологическим данным также невозможно.
Архаическая эпоха.
Эта эпоха представлена мощными раковинными кучами с зольными включениями на северном побережье Перу. Культурные остатки этой эпохи в Уака-Приета в долине реки Чикама датируются временем начиная с 2500 до н.э. Жители побережья Перу архаической эпохи были рыболовами и собирателями, а также выращивали местные бобы, некоторые корнеплоды и хлопок. Им были знакомы примитивное ткачество и плетение. Жилищами служили однокамерные землянки, отделанные изнутри галькой и глиной. Простая керамика появилась здесь ок. 1200 до н.э.
Формативная эпоха.
На пустынном побережье северной части Перу жизнь прежних обитателей архаической эпохи претерпела серьезные изменения с освоением культурного маиса, появившегося здесь во вполне развитых формах ок. 700 до н.э. С началом этапа куписнике, сменившего в долине Чикама культуру уака приета, связан ряд важных нововведений. Началось возведение храмовых холмов из камня или сырцовых кирпичей конической формы. Видимо, примерно к этому же времени относятся первые опыты сооружения ирригационных каналов. Высокоразвитое в стилистическом отношении искусство, главным элементом которого служил образ кошачьего хищника, нашло воплощение в резных изображениях на керамике и резьбе по камню и кости. Этот стиль, распространенный в раннеформативную эпоху по всей территории Северного и Центрального Перу, получил название чавин по ритуальному центру Чавин-де-Уантар на севере горного Перу, где он представлен монументальными произведениями, вырезанными из камня. В последние века до нашей эры здесь произошло значительное увеличение численности населения, обусловленное, судя по всему, возросшей продуктивностью земледелия. Ирригация позволила освоить дополнительные земельные площади в многочисленных небольших долинах пустынного побережья, а на территории горного Перу тот же результат был достигнут террасированием склонов. Старый стиль чавин прекратил свое существование, а в украшении керамики на смену нарезному орнаменту пришли росписи.
назад
дальше
|
|
|
|