Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Классическая эпоха. Культуры классической эпохи в Центральной Мексике отчасти восходят к более ранним местным культурам формативной стадии; однако характер их развития свидетельствует о том, что важную роль в этом процессе играли также разнообразные миграции и внешние культурные влияния. Культура этого региона классической эпохи известна под названием теотиуаканской по типичному памятнику, расположенному в долине Мехико, но существуют и другие значительные памятники этой культуры. Одним из примеров может служить крупное поселение и пирамида Чолула в штате Пуэбла. Теотиуакан в классическую эпоху (примерно между 300 до н.э. и 800 н.э.) стал важным городским центром, а влияние теотиуаканской цивилизации испытали многие области Центральной Америки. Теотиуаканская эпоха была ознаменована существованием замечательного искусства и величественной архитектуры. Ее влияние ощущается в таких удаленных от Центральной Мексики районах, как горная Гватемала. В это время изготавливались и продавались на обширных пространствах Центральной Америки характерные цилиндрические сосуды на трех ножках, зачастую украшенные налепами или цветной инкрустацией. Для изготовления глиняных фигурок был изобретен или заимствован извне прием оттискивания их с помощью формы. В храмах сложной конструкции совершали обряды поклонения божествам, среди которых центральное положение занимали, по-видимому, бог дождя Тлалок и герой Кетцалькоатль. Похоже, что этот период протекал вполне мирно. Однако завершился он трагически, о чем свидетельствуют большой пожар и разрушение города Теотиуакан. После этого главными политическими и религиозными центрами Центральномексиканского региона стали Аскапоцалько и Тула. Постклассическая эпоха. Эта эпоха, ознаменованная падением теотиуаканской цивилизации классического времени, стала свидетелем подъема народа тольтеков и их столицы города Тула. Неизвестно, было ли прежнее население Теотиуакана родственным тольтекам по языку (нахуатль), но завоеватели восприняли многие элементы теотиуаканской цивилизации. Постклассическая эпоха была для Центральной Мексики временем войн и разрушений, а полулегендарные, полудостоверные рассказы о тольтеках, донесенные до нас ацтекскими историческими источниками, сообщают о разрушении Тулы. Это разрушение произошло, вероятно, после 900 и ранее 1100 н.э. Промежуток между 1100 и 1300, называемый «чичимекским периодом», время напряженной борьбы различных мелких племен этого региона друг с другом. Итогом смуты явился переход власти к ацтекам, или теночкам, ставшим наследниками культурных традиций предшествующих цивилизаций Теотиуакана и тольтеков. Ацтеки, подобно тольтекам, принадлежали к языковой группе нахуатль. Однако представляется, что многие элементы их культуры ведут свое происхождение из южных областей штатов Пуэбла и Оахака. Из своей столицы, называвшейся Теночтитлан, они правили большей частью территории Мексики. Прекрасные воины и строители империи, они тем не менее не смогли противостоять военному искусству и снаряжению испанцев. В 15191521 Кортес взял Теночтитлан. Древняя столица ацтеков, переименованная в город Мехико, стала административным центром Новой Испании. Западная и Северо-Западная Мексика. Гористая засушливая область к западу от Центральной Мексики на территории штатов Герреро, Мичоакан, Колима и Халиско в археологическом плане отличается от долины Мехико, хотя имеются многочисленные примеры взаимовлияния и торговых связей между этими регионами. В конце доисторического и начале исторического периода господствующим народом на Западе были тараскаи, населявшие Мичоакан. Последовательность археологических культур в районе их столичного города Цинцунцан отражает процесс развития, сходный с тем, который протекал в долине Мехико, и горизонт раннеформативной эпохи предшествует здесь культурам, синхронным теотиуаканской цивилизации. В памятниках Запада классической и постклассической эпох нет столь характерных для Теотиуакана огромных общественных сооружений, хотя здесь возводились насыпи с платформой на вершине, или «яката», служившие основанием для храмов или дворцов. Отличительной чертой Западной Мексики является распространение фигурных сосудов, с поразительной достоверностью воспроизводящих воинов, собак и различные бытовые и ритуальные сцены. Другой особенностью культуры Запада является высокоразвитая металлообработка, в частности изготовление литых медных орудий и предметов вооружения. Пока неясно, когда именно в этот регион проникли традиции обработки металлов, но возможно, что это произошло раньше, чем во всех других областях Центральной Америки, еще в классическую эпоху. По-видимому, металлургия в Новом Свете возникла в Южной Америке. |
|