Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Эпоха камня. Древнейший период истории обитателей Нового Света называют эпохой камня, или палеоиндейской. На памятниках этой эпохи представлены лишь орудия и оружие из оббитого камня. Геологические условия, в которых найдены данные артефакты, указывают на их принадлежность к позднему плейстоцену и на климат, совершенно отличный от современного. Вместе с ними часто находят останки представителей вымершей фауны. Эпоха камня продолжалась примерно до 5000 до н.э. Лучше всего она представлена на Великих Равнинах и на юго-западе Северной Америки, но родственные в культурном отношении находки засвидетельствованы также на североамериканском побережье Тихого океана, на востоке США и в некоторых районах Центральной и Южной Америки. Средства существования людям эпохи камня обеспечивали охота и собирательство, причем в разных частях континента удельный вес каждого из этих занятий определялся спецификой природных условий. Немногочисленное население было рассеяно по обширной территории. В технологическом плане американская эпоха камня сопоставима с верхним палеолитом Старого Света, и нет сомнения, что приемы обработки камня и традиции изготовления наконечников для метательного оружия, ножей, скребков принадлежали к числу навыков, принесенных первыми переселенцами в Новый Свет. Архаическая эпоха. Следующая эпоха в культурной истории Нового Света получила название архаической. Хозяйственной основой культур архаической эпохи в изменившихся с завершением плейстоцена природных условиях, которые приблизились к современным, по-прежнему оставались охота и собирательство. С началом архаической эпохи значительная часть фауны эпохи камня в том числе мамонты и мастодонты исчезла, и люди стали охотиться на более мелких животных. Во многих местах возросла роль собирательства люди искали как растения, так и моллюсков. Именно на этом этапе впервые появились каменные орудия, служившие для приготовления пищи из диких растений. Памятники архаической эпохи, расположенные вдоль рек, на восточном побережье США, в Калифорнии и северной части Тихого океана, а также на атлантическом побережье Бразилии, содержат мощные раковинные отложения, свидетельствующие о длительном обитании людей на одном месте. Наряду с многочисленными орудиями и украшениями из шлифованного или полированного камня в этих мусорных кучах архаической эпохи находят изделия, вырезанные из кости и раковин, а иногда и керамику.Очертить единые для всех временные рамки архаической эпохи невозможно. На нижнем рубеже этой стадии (ок. 5000 до н.э.) культуры архаической эпохи и эпохи камня частично совпадают во времени. Верхний рубеж в Центральной Америке и Перу не позднее промежутка между 2000 и 1500 до н.э. ознаменован заменой архаических культур чисто земледельческими обществами. В других регионах характерные для архаической эпохи охота и собирательство просуществовали дольше. По существу, многие индейские племена Америки, обитавшие там, где земледелие было невозможно или недостаточно эффективно, в хозяйственном и технологическом плане оставались на архаической стадии вплоть до последних десятилетий 20 в. На протяжении всей архаической эпохи продолжалось продвижение как людей, так и технологии из Северной Азии в северо-западную часть Северной Америки. Последняя, вероятно, служила главным источником новаций в сфере обработки различных материалов, в погребальных обычаях и соответственно в нематериальных аспектах культуры. Таким образом, на протяжении эпохи камня и архаики развитие культуры американских индейцев находилось в зависимости прежде всего от импульсов со стороны Старого Света. Центры земледелия в Центральной Америке и Перу обрели доминирующую роль в истории Нового Света не ранее начала следующей стадии эпохи, получившей название формативной. Формативная эпоха. Так называемая формативная эпоха, или эпоха становления в американской культурной истории отмечена распространением оседлого образа жизни, основанного на земледелии. Хотя в некоторых памятниках архаической эпохи обнаружены свидетельства окультуривания растений, в том числе маиса, поначалу посевы служили лишь незначительным дополнением к дикорастущим зерновым и иным растениям, служивших объектом собирательства. Начало формативной эпохи, подобно началу эпохи неолита в Старом Свете, ознаменовано превращением земледелия в основу экономики Нового Света. В долине Мехико, горах Гватемалы и других районах Центральной Америки памятники формативной эпохи датируются не позже 1500 до н.э. В Перу земледельческие общества подобного типа возникли ок. 800 до н.э. Сходные культуры раннеформативного облика, по-видимому, существовали в расположенной между двумя названными регионами зоне на территории Эквадора, Колумбии и в южной части Центральной Америки. Из этих очагов традиции земледелия, вполне освоившего разведение маиса, бобов и других культурных растений, распространились почти по всей Северной и Южной Америке. К 1000 н.э., если не раньше, в юго-западных и восточных областях США, в тропических низинах, на островах Вест-Индии и в южной части южноамериканских Анд земледельцы обитали в сельских или небольших городских поселениях. К числу признаков их культуры относятся также развитое производство керамики, ткачество, резьба по камню, сооружение более или менее долговременных построек, а во многих местах возведение особых сооружений общественного или религиозного характера в виде своеобразных насыпей или храмов. |
|