Вывести на печать

Систематизационное и культурно-историческое направления. Период с конца 18 и вплоть до середины 20 в. был временем развития археологии по двум ключевым направлениям. Приводились в систему ее методы, устанавливались принципы соотнесения полевых изысканий, материальных остатков и процедур интерпретации. Помимо этого, разрабатывались способы классификации найденных материалов. Рассуждения в духе предшествующего периода продолжали появляться, но теперь они по большей части становились не итогом, а отправной точкой исследования. В первом десятилетии 19 в. сэр Ричард Колт Хоар (1758–1838) раскопал сотни объектов на юге Британии, и его примеру последовали многие другие. Некоторые из них, подобно Джованни Бенцони (1778–1823), были всего лишь удачливыми собирателями сокровищ. Бенцони был неутомимым собирателем египетских древностей, его усилия способствовали пополнению коллекций Британского музея, но при этом не слишком обращал внимание на детали археологического контекста. Более аккуратными были такие любители древностей, как Эдуард Кларк (1769–1832), чьим работам в Эгейском бассейне были присущи тщательность и хорошее ведение полевой документации. В конце концов такие виртуозы раскопок, как сэр Флиндерс Петри (1853–1942) и сэр Р.Э.Мортимер Уиллер (1890–1976), разработали стандарты наблюдения за полевой работой и методов фиксации ее результатов, которые применяются и сегодня.

Пока специалисты по ведению раскопок совершенствовали методы сбора археологических данных и их описания, другие археологи разрабатывали способы использования этих качественных данных для получения исторических выводов. Датчанин И.-Я.Ворсо (1821–1885) разработал целый ряд основополагающих принципов стратиграфии и стратиграфического датирования; он же выявил эволюционные ряды артефактов, соответствующим образом распределяющиеся в археологических отложениях. Сэр Джон Эванс (1823–1908) в 1849 разработал метод сериации, с помощью которого можно определить место недатированных артефактов в эволюционном ряду и таким путем получить достоверные данные об их возрасте. Эти способы установления относительной хронологии артефактов и слоев требуют тщательного ведения раскопок, что необходимо для получения как исходных данных, так и возможности дальнейшей их проверки.

В первой половине 19 в. одной из важнейших в археологии стала проблема датировки. Объяснялось это отчасти тем, то «короткая» хронология архиепископа Ашера и его современников лишилась поддержки в научных кругах. Геологи, в первую очередь Джеймс Хаттон (1726–1797) и Чарлз Лайель (1797–1875), собрали внушительный корпус свидетельств, доказывающих, что мир много древнее, чем считалось ранее. К примеру, в пещере Бриксхэм в Англии останки человека были обнаружены под мощным слоем известкового натека, образовавшегося в результате длительного испарения раствора с ничтожным содержанием известняка. Процесс образования такого натека был хорошо известен, и теория катастроф была не в состоянии объяснить, как – если придерживаться короткой хронологии – мог накопиться подобный слой. Хаттон разработал концепцию униформизма, согласно которой геологические процессы в прошлом были сходны с современными. Согласие с этой теорией означало одновременно и признание того, что формирование земли заняло гораздо больше времени, чем допускала «короткая хронология».

Появление теории единообразия обеспечивало более простое и приемлемое объяснение накопленных данных. Наличие известняка – осадочной породы, формировавшейся на дне океана, – на вершинах гор теперь не требовало признания факта резкого поднятия суши; оно могло явиться результатом медленного смещения, занявшего миллионы лет. Бесчисленные окаменелые останки вымерших существ больше не нужно было рассматривать как принадлежащие чудовищам-выродкам; их трактовали как следы существования в далеком прошлом биологических видов, позже исчезнувших с лица земли. Находка человеческих останков вместе с костями вымерших животных в Гротт-де-Биз во Франции предстала как древнее отложение многотысячелетнего возраста. У Лайеля и его современников не было четкого представления о возрасте земли, но они предполагали, что он исчисляется примерно одним миллионом лет. Хотя это намного меньше, чем признано теперь, такое допущение колоссально расширило хронологические рамки, увеличив их более чем в 150 раз по сравнению с принятыми ранее. Это позволяло признать огромную продолжительность важного доисторического периода, о котором ничего не было известно.

Одним из первых эту пространную хронологию применил к археологии датчанин К.Томсен (1788–1865). Исходя из рассуждения, что некоторые металлы добывать и обрабатывать легче, чем другие, он в 1836 разработал «систему трех веков». Он доказывал, что мир прошел через последовательные стадии развития производственных навыков – каменный век, предшествующий применению любых металлов, бронзовый век и железный век.

Такой подход послужил для К.Томсена ключевым принципом при построении экспозиции Национального музея в Копенгагене, чем, однако, его значение далеко не исчерпывается. Томсен установил четкую связь между характером материальных памятников и их возрастом. Поскольку выделенные им стадии следуют друг за другом во времени и каждой из них присущ обширный набор артефактов, имеются основания для отнесения любого памятника к той или иной из этих стадий исходя из характера найденных в нем предметов. Позже такие археологи, как швед Монтелиус (1843–1921) и другие, усовершенствовали систему трех веков, разделив каменный век на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век) и даже установив еще более дробное членение.

К началу 20 в. эти изыскания внесли существенные изменения в археологическую практику. При профессиональных раскопках теперь тщательно учитывались данные стратиграфии; они хорошо документировались записями, рисунками и фотографиями. Археологические материалы в сочетании с этой документацией позволяли соотнести разные слои памятника с различными периодами. Бессистемные поиски сокровищ отошли в прошлое.

В этих условиях сложилась новая парадигма – единый подход, завоевавший господствующие позиции в этой области науки. Он заключается в выделении археологических культур и определении их пространственно-временных позиций. История культуры стремилась выявить характерные сочетания определенных типов артефактов и иных элементов культуры (таких, как отдельные заглубленные в землю круглые жилища с деревянными стенами), полагая, что такие сочетания отражают технические навыки и культурные традиции человеческих коллективов на протяжении определенного отрезка времени. Выявив в определенном регионе подобные сочетания культурных признаков, можно установить их последовательность во времени и таким способом воссоздать культурную историю данного региона.

Возникновение истории культуры как особого направления сопровождалось формированием ряда научных теорий. К их числу принадлежит теория культурной эволюции, состоящая в том, что изменение культуры во времени подчиняется определенным закономерностям. В то время среди сторонников теории культурной эволюции преобладало мнение о ее однолинейности, согласно которому все общества, обитавшие в любом месте земного шара, в своем развитии проходили один и тот же рад последовательных этапов, обусловленных обычно способами добывания средств существования. Одна из наиболее известных эволюционистских теорий, обнародованная в 1871, была создана Льюисом Генри Морганом (1818–1881). Она предполагает существование стадий дикости (охота и собирательство), варварства (земледелие и скотоводство) и цивилизации.

Каждая из этих стадий, выделенных по способам добывания пищи, характеризуется определенным комплексом других черт культуры – таких, как тип поселения, система родства, характер экономики, религия. Морган утверждал, что обычным является развитие общества от его ранних простейших форм к возникающим позднее более сложным формам.

Вторым серьезным достижением этого периода было изучение диффузии – распространения элементов культуры в пространстве. Диффузия может принимать форму передачи идей или предметов от одного народа к другому или перемещения группы людей из одного места в другое. Добавим, что распространение идеи о создании чего-либо, не сопровождающееся передачей способов ее воплощения, может привести к возникновению местных различий в реализации этой идеи; такое явление называют стимулирующей диффузией.

В Англии сэр Грэфтон Эллиот Смит (1871–1937) и его последователи придерживались крайней разновидности диффузионизма в археологии, прозванной ее сторонниками «гелиоцентризмом», а критиками – «сверхдиффузионизмом». Эллиот Смит доказывал, что человек – существо не слишком изобретательное и что все важнейшие открытия, скорее всего, следует возводить к единому источнику; он полагал, что местом первоначального изобретения многих новшеств, определивших характер цивилизации Запада, является Египет.

Существовали и другие, не столь радикальные формы диффузионизма, прежде всего в Германии, где сложилась Kulturkreiselehre («теория культурных кругов»), сторонники которой предложили целый ряд приемов для определения места и времени возникновения того или иного элемента культуры на основе данных о его распространении в наши дни или на протяжении исторической эпохи; археология стала важным инструментом проверки этих построений. Хотя диффузия, несомненно, являлась серьезным фактором в истории человечества, современная наука единодушно полагает, что ученые начала 20 в. переоценивали ее роль в качестве средства интерпретации археологических материалов.

Значение, придававшееся в построениях европейских археологов того времени миграциям и вторжениям, отчасти связано с особенностями истории Европы. Начиная с римского времени и на протяжении Средних веков на ее территории засвидетельствованы последовательные волны массовых переселений. За нашествием ок. 370 н.э. пришедших из Азии гуннов последовали вторжения германских и славянских племен, продвигавшихся в восточном и южном направлениях. Эти миграции, хорошо освещенные письменными источниками, породили у европейцев представление о таких массовых переселениях как об обычных и предсказуемых явлениях и заставила предполагать сопоставимые (или даже более крупные) передвижения в Африке и в древнейшей истории Евразии. В наши дни большинство историков полагает, что переселения народов на территории Европы в римскую эпоху и в Средние века являются в мировой истории событиями исключительными.

Свой вклад в создание миграционистских теорий внесли и лингвисты. Это было время становления исторического языкознания – науки о формировании и распространении языков. Картографирование языков привело к пониманию того, что некоторые языковые семьи распространены на огромных территориях – как, например, индоевропейская, представленная на пространстве от Индии до Исландии. Единственным известным тогда механизмом распространения языков была миграция. В некоторых случаях процесс распространения артефактов определенного типа или стиля примерно совпадал с предположительной миграцией населения, воссозданной на основе данных о размещении языков, и в этом усматривали подтверждение фактов миграции. Однако современному историческому языкознанию известно, что миграция представляет собой лишь один из возможных способов распространения языка.

На исходе периода, ознаменованного преобладанием культурно-исторического направления, увидела свет важнейшая публикация Гордона Уилли и Филипа Филлипса – Метод и теория в американской археологии (Method and Theory in American Archaeology, 1958) – книга, посвященная в основном описанию системы терминов и ключевым концепциям культурной истории как научного направления. В ней в качестве базового понятия рассматривается археологическая культура как повторяющееся сочетание элементов. Такое понимание археологической культуры допускает возможность выделения в ней нескольких фаз – также достаточно устойчивых единиц более низкого уровня, характеризующихся более узкими временными или пространственными рамками.

Несколько культур могут составлять более крупное единство, называемое традицией и охватывающее значительный промежуток времени и относительно обширную территорию. Срез, характеризующий несколько регионов, но на протяжении краткого периода времени, именуется горизонтом и призван продемонстрировать быстрое распространение какого-то элемента культуры или сочетания нескольких таких элементов по нескольким регионам. Горизонт, выделенный на основе единичного культурного признака, обычно позволяет выявить процесс диффузии некоего элемента культуры, тогда как учет комплекса признаков дает возможность уловить следы миграции населения. Уилли и Филлипс попробовали применить эту теорию для воссоздания культурной истории обеих частей Американского континента. Успешность этого опыта способствовала почти повсеместному признанию принятой ими системы терминов.

Однако Уилли и Филлипс были не вполне удовлетворены культурно-историческим подходом. Они считали, что археология должна пойти дальше и попытаться исследовать то, что они назвали «процессуальным» аспектом, механизмами «работы» культуры. Деятельность в этом направлении, в которой приняли участие и другие археологи, привела к формированию в археологии нового важного направления.

назад   дальше



АРХЕОЛОГИЯ
ОТРАСЛИ АРХЕОЛОГИИ
Первобытная археология
Археология исторического периода
Общедисциплинарные отрасли археологии
АРХЕОЛОГИЯ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗНОВИДНОСТИ ИСТОЧНИКОВ
Категории археологических памятников
Процесс формирования памятника
СБОР ДАННЫХ
Обнаружение археологических памятников
Археологическая разведка
Дистанционное обследование
Предварительное моделирование памятников
Исторические свидетельства
Раскопки
Флотация
Другие виды полевых работ
Фиксация наскальных изображений и надписей
Подводные памятники
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Датирование
Историко-культурные методы
Календарное датирование
Типологическое датирование
Сериация
Стратиграфическое датирование
Биологические методы датирования
Физические и химические методы
Радиометрическое датирование
Датирование по остаточной намагниченности
Датирование по рацемизации аминокислот
Фторные и урановые пробы
Датирование по патине
Датирование с применением нескольких методов
Определение источников сырья
Неорганические материалы: визуальное обследование
Неорганические материалы: состав
Неорганические материалы: структура
Органические материалы: распределение разновидностей
Производственные технологии
Назначение артефактов
Реконструкция окружающей среды
Климат и растительность
Воздействие человека на природу
Средства существования
Растительные остатки
Остатки фауны
Долговременная характеристика рациона
Здоровье человека и демография
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Антикварный подход и умозрительные интерпретации
Систематизационное и культурно-историческое направления
Процессуальная археология
Постпроцессуальная археология
Символическая археология
Структурализм в археологии
Неомарксистская археология
Критическая теория
Когнитивно-процессуальная археология
ОБУЧЕНИЕ АРХЕОЛОГОВ
АРХЕОЛОГИЯ ПАЛЕОЛИТА
Нижний палеолит, или древний каменный век
Средний палеолит, или средний каменный век
Верхний палеолит, или поздний каменный век
Пещерная живопись
Религия
МЕЗОЛИТ, ИЛИ СРЕДНИЙ КАМЕННЫЙ ВЕК
Микролиты
Южные охотники и рыболовы
Культуры северной лесной зоны: маглемозе
Северные рыболовы
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Значение производства продуктов питания
Предшествующие стадии
Неолит Европы
Процесс адаптации
Типы посуды
Виды поселений
Орудия
Погребения
БРОНЗОВЫЙ ВЕК
Европейский бронзовый век
Греция, Эгейский бассейн и Крит
Продвижение на запад
Центральная и Западная Европа
Культура полей погребальных урн
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
Железный век Европы
Гальштатская культура
Железный век у германцев
Орудия труда
Украшения
Монетное дело
Поселения
Римский железный век – эпоха переселения народов
АРХЕОЛОГИЯ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
История изучения
Древнейшее население Восточной Азии
Ранние земледельцы и оседлые собиратели
Возникновение металлургии
Древние государства
АРХЕОЛОГИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ
Древнейшее прошлое
Хараппская цивилизация
Индарийская и персидская цивилизации
АРХЕОЛОГИЯ АФРИКИ
Первые поселения
Возникновение городской цивилизации
АРХЕОЛОГИЯ НОВОГО СВЕТА
Предмет исследования
Археологические исследования
Основные культурно-географические области
Культурная история Нового Света до 1492
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Формативная эпоха
Классическая эпоха
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Основные культурные зоны
Восток Северной Америки
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Культуры погребальных насыпей, или лесные (вудленд)
Культуры храмовых насыпей, или бассейна Миссисипи
Область Равнин
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Сельские культуры Равнин
Юго-Запад
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Культуры формативной эпохи
Дальний Запад
Культуры раннего этапа
Поздние культуры
Крайний Север
Эпоха камня
Культура эскимосов
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА
Границы культурного региона
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Центральная Мексика
Формативная эпоха
Классическая эпоха
Постклассическая эпоха
Западная и Северо-Западная Мексика
Северо-Восточная Мексика
Центральный Веракрус
Оахака
Южный Веракрус и Табаско
Области обитания народа майя
Формативная эпоха
Классическая эпоха
Постклассическая эпоха
Искусство и архитектура майя
Письменность и счисление времени у майя
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Центральные Анды
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Формативная эпоха
Классическая эпоха
Постклассическая эпоха
Южные Анды
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Культуры формативной эпохи
Северные Анды
Юг Центральной Америки
Венесуэльско-Гвианская зона
Вест-Индия
Бассейн Амазонки
Восточная Бразилия
Южная часть Южной Америки
ПЕРВОБЫТНАЯ АРХЕОЛОГИЯ ОКЕАНИИ
Общие сведения
ПОЛИНЕЗИЯ
Гавайские острова
Острова Общества
Маркизские острова
Остров Пасхи
Новая Зеландия
Острова Самоа и Тонга
МЕЛАНЕЗИЯ
Острова Фиджи
Новая Каледония
МИКРОНЕЗИЯ
Каролинские острова (восточная часть)
Каролинские острова (западная часть)
Марианские острова

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
23/10/2021

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!