Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Области обитания народа майя. Территорию обитания доисторических майя можно разделить на три области: горы Гватемалы и соседнего мексиканского штата Чьяпас; покрытые джунглями низины Белиза, департамент Петен в Гватемале и смежные равнинные районы Чьяпаса и Табаско; заросшая джунглями низина полуострова Юкатан. Зона распространения прославленной каменной архитектуры и скульптуры майя ограничена двумя низинными областями. Горные районы связывает с южными низинами единство керамической традиции, но посуда Юкатана все же несколько отличается от той, что распространена в двух других областях. Племена, говорившие на языке майя, в классическую и постклассическую эпохи, а также в историческое время вплоть до наших дней населяли, насколько позволяют судить археологические данные, все три области. Похоже, что их предки жили здесь и в формативный период. Формативная эпоха. В Каминальгую, крупнейшем центре майя, расположенном в горах близ города Гватемала, формативная эпоха восходит ко II тысячелетию до н.э. Сходная керамика формативной стадии найдена в слоях, подстилающих отложения и постройки классической эпохи, на многих памятниках низинных областей. В Каминальгую большие платформы, группирующиеся вокруг центральных дворов или площадей, были возведены на средне- и позднеформативной стадиях. В джунглях департамента Петен первые платформы, облицованные известняковыми плитами, были сооружены в позднечиканельский период формативной эпохи. Тем не менее нет твердых данных, возникли ли уже в это время письменность или календарь майя и был ли изобретен ступенчатый свод для сооружения каменных перекрытий. Сходство между разными памятниками и разными областями наиболее ярко проявляется в единстве керамической традиции. Торговые связи на этом этапе еще не охватывали обширных территорий. Классическая эпоха. В низинах эта эпоха ознаменована появлением письменности, календаря, ступенчатого свода, сложной архитектуры и специфических для майя черт в скульптуре и декоративном искусстве. Эти характерные элементы в основном отсутствуют в горной области расселения майя, где архитектура и искусство находились под сильным влиянием теотиуаканской цивилизации. Это влияние в начале классической эпохи заметно и в низинных областях, где оно проявляется преимущественно в формах и орнаментации керамики. Начало классической эпохи обычно датируют временем ок. 300 н.э., но если принять другое согласование календаря майя с христианским летоисчислением, оно отодвигается на 260 лет. Самыми крупными памятниками цивилизации майя классической эпохи на южных низменностях являются Тикаль (департамент Петен в Гватемале), Паленке (Чьяпас, Мексика), Пьедрас-Неграс (Петен, Гватемала) и Копан (Гондурас). Известны, однако, и сотни других памятников. Поселения майя, по-видимому, служили политическими и религиозными центрами, которым подчинялись обитатели разбросанных в джунглях земледельческих поселков. Около 900 (или 650, если следовать ранней хронологии) н.э. центры, или города, майя в низменных областях были заброшены. О причинах этого запустения можно только догадываться. Возможными объяснениями являются засуха, неурожаи, социальные потрясения, усугубленные вторжением обитателей Центральной Мексики. В любом случае похоже, что население переместилось к северу, на полуостров Юкатан, населенный и на протяжении формативной и классической эпох. К числу крупнейших здешних поселений относятся Ушмаль, Чичен-Ица, Ошкинток и Яшуна. Примерно в то же время, когда южные майя переместились к северу, на территорию Юкатана вторглись племена тольтекского происхождения. Пришельцы захватили Чичен-Ицу центр народа майя предшествующего времени, и в некоторых из наиболее известных местных сооружений таких, как Эль-Кастильо, площадь Собраний и храм Воинов, заметны следы тольтекского влияния. Постклассическая эпоха. Постклассическая эпоха в низменных областях обитания майя начинается с того момента, как тольтеки ок. 1000 обосновались в Чичен-Ице, и охватывает следующие пять столетий. Существует мнение, что примерно после 1200 майя вновь достигли господства на своих исконных землях, а их важнейшим политическим центром стал обнесенный стенами город Майяпан (Маяпан). В архитектуре и искусстве периода существования Майяпана ощущается смешение древних традиций майя с теми, что были принесены тольтекскими завоевателями. Последние века истории майя, предшествующие приходу испанцев, были омрачены соперничеством и борьбой между городами. В ходе этих междоусобных войн Майяпан в 15 в. был захвачен и пришел в запустение. Когда в первые десятилетия 16 в. здесь появились испанцы, они обнаружили многочисленные поселки и небольшие города, населенные народом майя; это было все, что осталось от его былого величия. |
|