Вывести на печать

Постпроцессуальная археология. В основе процессуальной археологии лежит представление о законосообразности культуры, ее естественном характере, и именно из этого исходили в своих атаках ее критики. Другие – к примеру, Ян Ходдер – нападали на ее склонность к материализму и доказывали, что символический, идеологический и другие факторы играют не менее важную роль в формировании человеческого поведения, чем материальные потребности. Ходдер сетовал также, что в построениях процессуалистов уделяется слишком мало внимания личности и ее индивидуальному поведению, а все сосредоточено на преднамеренно обобщенных поведенческих моделях. Некоторые из критиков – например, Брюс Триггер – не отвергали изысканий процессуалистов, но считали, что такой подход не может быть единственным. Триггер, в частности, предпочитал исследования с более значительным историографическим элементом, в которых перемежаются описание, анализ и интерпретация. Кент Флэннери и другие критики сожалели по поводу тривиальности многих так называемых «законов человеческого поведения», сформулированных сторонниками процессуальной археологии.

В 1980-х годах вся эта критика привела к возникновению не имеющего четких рамок исследовательского направления, получившего название «постпроцессуальная археология». Дать этому направлению краткую характеристику нелегко, поскольку его сторонники часто существенно различаются по своим исходным посылкам, концептуальным установкам и основной направленнности изысканий. Главной объединяющей их чертой является неудовлетворенность традиционной процессуальной археологией, хотя многие из них стремятся также и к обеспечению своих построений единством идеологии и когнитивного аппарата. Конец 1990-х годов не был ознаменован новыми успехами на пути постпроцессуалистов к согласию. В рамках этого направления существует несколько самостоятельных течений.

Символическая археология. Как следует из ее названия, символическая археология сосредоточена на изучении символического значения артефактов и других культурных объектов. Примером символической археологии может служить изучение Расселом Барбером погребальных обычаев современных мексиканцев на северо-западном участке пограничья между Мексикой и Соединенными Штатами. Происхождение маленькой оградки вокруг могилы, называемой cerquita, можно связать с сооружениями начала 19 в., которые состоят из деревянных плах или – иногда – мраморных плит, поставленных в изголовье и изножье могилы и соединенных перекладинами. По своей общей структуре эти ранние cerquitas напоминают кровать. При этом в надписях на надгробиях используются метафоры «сон – смерть» и «кровать – могила»; на современных могилах в качестве cerquitas иногда используют настоящие кровати. В сочетании эти данные позволяют предположить, что cerquitas возникли как символическая форма кровати, и это дает возможность проникнуть в представления о смерти жителей северо-западных районов Мексики 19 и 20 вв.

Другим примером может служить исследование Яном Ходдером мегалитических гробниц эпохи неолита в Европе, демонстрирующее ограниченность символической археологии. Мегалитические гробницы – это крупные сооружения, построенные преимущественно из камней весом в несколько сот килограммов и содержащие как останки захороненных людей, так и сопровождающий их погребальный инвентарь. Некоторые из мегалитических гробниц явно имели двери и многократно использовались для совершения повторных захоронений. Символическая интерпретация, предложенная Ходдером, опирается на сходство мегалитических гробниц с европейскими жилищами того же и предшествующего времени. Нам, однако, неизвестно, каким именно символическим значением обладали в Европе жилища в ту отдаленную доисторическую эпоху, а, по утверждению Ходдера, без этих данных полноценная интерпретация невозможна.

Ощутимых успехов символическая археология добилась при изучении недавнего прошлого. Более ранние, прежде всего доисторические, материальные объекты зачастую лишены культурного контекста, позволяющего археологу судить о возможном символическом их значении.

Структурализм в археологии. Структурализм – это направление в исследовании формы человеческой деятельности, нашедшее широкое применение в литературоведении, культурной антропологии и истории искусств. Его исходной посылкой является мнение, что повторяющиеся мыслительные операции человека могут находить разнообразное материальное выражение. Соответственно в археологическом материале структуралист ищет повторяющиеся модели в надежде на то, что они отражают ключевые структуры мышления тех людей, которыми были созданы изучаемые объекты. Основатель современного структурализма Клод Леви-Строс полагал, что структура мышления одинакова у всех людей, но другие структуралисты считают эту структуру культурно обусловленной и различной в разных обществах.

Ранним примером структурализма в археологии служат труды Андре Леруа-Гурана, французского археолога, изучавшего пещерное искусство эпохи палеолита. Эти пещеры, датируемые 30 000–20 000 до н.э., содержат росписи, в которых преобладают изображения животных. Леруа-Гуран считал, что эти изображения составляли целостные композиции и что размещение фигур различных животных отражает представления древних художников об их значении. Самыми распространенными являются изображения лошадей и бизонов, по утверждению Леруа-Гурана, в абсолютном большинстве случаев помещенные в центре композиции. Он доказывал, что их многочисленность и центральное положение свидетельствуют, что им принадлежала самая важная роль в жизни создателей росписей. Последующие изыскания в этих пещерах позволяют полагать, что композиция росписей более разнообразна, чем думал Леруа-Гуран, но его анализ наглядно демонстрирует логику структуралистских интерпретаций.

Дин Арнольд, изучавший современную сельскую керамику нагорий Перу, применил методы структурализма для интерпретации керамического декора. Он считал, что важное для социальной жизни пространственное членение окружающего селения ландшафта повлияло на мышление создателей посуды, а это, в свою очередь, нашло отражение в размещении ее декора. Например, членение украшенной поверхности на несколько горизонтальных поясов рассматривается как отражение представления о делении мира на ряд расположенных одна над другой горизонтальных зон, каждая из которых отличается особым климатом и степенью пригодности для земледелия. Широкое применение билатеральной симметрии (когда правая и левая части изображения зеркально повторяют друг друга) трактуется как отражение двойного счета родства (принадлежности человека одновременно к кровным группам матери и отца).

Критики структурной археологии задают вопрос, являются ли мыслительные структуры столь всеобщими, как полагают структуралисты. Центральное положение фигур лошадей и бизонов в палеолитических росписях может, к примеру, быть связано с культурно обусловленными художественными принципами или с передававшейся при обучении традицией, а не с бессознательными мыслительными структурами, проявляющимися независимо от воли создателя росписей.

Тревожит критиков и невозможность проверки структуралистских интерпретаций. Например, толкование Арнольдом горизонтальных поясов керамического декора – всего лишь одна из возможных в рамках того же структурализма интерпретаций, и структурная археология не в состоянии оценить, какая из них правомерна. Подобная проверка, разумеется, невозможна, если предполагаемое структуралистами единообразие реализуется на бессознательном уровне и не может быть подтверждено опросом носителей культуры или какими-то иными данными. Критики обвиняют сторонников структурализма в археологии и в том, что те считают создание своих интерпретаций проявлением особой интуиции исследователя; в этом случае каждый специалист будет предлагать новое толкование одних и тех же данных.

Под обстрел попадает и роль случайности во многих структуральных интерпретациях. Так, билатеральная симметрия наподобие той, которая отмечена в исследованиях перуанских материалов Арнольдом, встречается в бесчисленных художественных традициях, в том числе в сотнях случаев – там, где двойной счет родства неизвестен. В этой связи критики задаются вопросом, не являются ли многие структурные совпадения, отмеченные представителями структурализма в археологии, чисто случайными.

назад   дальше



АРХЕОЛОГИЯ
ОТРАСЛИ АРХЕОЛОГИИ
Первобытная археология
Археология исторического периода
Общедисциплинарные отрасли археологии
АРХЕОЛОГИЯ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗНОВИДНОСТИ ИСТОЧНИКОВ
Категории археологических памятников
Процесс формирования памятника
СБОР ДАННЫХ
Обнаружение археологических памятников
Археологическая разведка
Дистанционное обследование
Предварительное моделирование памятников
Исторические свидетельства
Раскопки
Флотация
Другие виды полевых работ
Фиксация наскальных изображений и надписей
Подводные памятники
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Датирование
Историко-культурные методы
Календарное датирование
Типологическое датирование
Сериация
Стратиграфическое датирование
Биологические методы датирования
Физические и химические методы
Радиометрическое датирование
Датирование по остаточной намагниченности
Датирование по рацемизации аминокислот
Фторные и урановые пробы
Датирование по патине
Датирование с применением нескольких методов
Определение источников сырья
Неорганические материалы: визуальное обследование
Неорганические материалы: состав
Неорганические материалы: структура
Органические материалы: распределение разновидностей
Производственные технологии
Назначение артефактов
Реконструкция окружающей среды
Климат и растительность
Воздействие человека на природу
Средства существования
Растительные остатки
Остатки фауны
Долговременная характеристика рациона
Здоровье человека и демография
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ
Антикварный подход и умозрительные интерпретации
Систематизационное и культурно-историческое направления
Процессуальная археология
Постпроцессуальная археология
Символическая археология
Структурализм в археологии
Неомарксистская археология
Критическая теория
Когнитивно-процессуальная археология
ОБУЧЕНИЕ АРХЕОЛОГОВ
АРХЕОЛОГИЯ ПАЛЕОЛИТА
Нижний палеолит, или древний каменный век
Средний палеолит, или средний каменный век
Верхний палеолит, или поздний каменный век
Пещерная живопись
Религия
МЕЗОЛИТ, ИЛИ СРЕДНИЙ КАМЕННЫЙ ВЕК
Микролиты
Южные охотники и рыболовы
Культуры северной лесной зоны: маглемозе
Северные рыболовы
НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Значение производства продуктов питания
Предшествующие стадии
Неолит Европы
Процесс адаптации
Типы посуды
Виды поселений
Орудия
Погребения
БРОНЗОВЫЙ ВЕК
Европейский бронзовый век
Греция, Эгейский бассейн и Крит
Продвижение на запад
Центральная и Западная Европа
Культура полей погребальных урн
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
Железный век Европы
Гальштатская культура
Железный век у германцев
Орудия труда
Украшения
Монетное дело
Поселения
Римский железный век – эпоха переселения народов
АРХЕОЛОГИЯ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ
История изучения
Древнейшее население Восточной Азии
Ранние земледельцы и оседлые собиратели
Возникновение металлургии
Древние государства
АРХЕОЛОГИЯ ЮЖНОЙ АЗИИ
Древнейшее прошлое
Хараппская цивилизация
Индарийская и персидская цивилизации
АРХЕОЛОГИЯ АФРИКИ
Первые поселения
Возникновение городской цивилизации
АРХЕОЛОГИЯ НОВОГО СВЕТА
Предмет исследования
Археологические исследования
Основные культурно-географические области
Культурная история Нового Света до 1492
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Формативная эпоха
Классическая эпоха
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
Основные культурные зоны
Восток Северной Америки
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Культуры погребальных насыпей, или лесные (вудленд)
Культуры храмовых насыпей, или бассейна Миссисипи
Область Равнин
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Сельские культуры Равнин
Юго-Запад
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Культуры формативной эпохи
Дальний Запад
Культуры раннего этапа
Поздние культуры
Крайний Север
Эпоха камня
Культура эскимосов
ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА
Границы культурного региона
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Центральная Мексика
Формативная эпоха
Классическая эпоха
Постклассическая эпоха
Западная и Северо-Западная Мексика
Северо-Восточная Мексика
Центральный Веракрус
Оахака
Южный Веракрус и Табаско
Области обитания народа майя
Формативная эпоха
Классическая эпоха
Постклассическая эпоха
Искусство и архитектура майя
Письменность и счисление времени у майя
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
Центральные Анды
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Формативная эпоха
Классическая эпоха
Постклассическая эпоха
Южные Анды
Эпоха камня
Архаическая эпоха
Культуры формативной эпохи
Северные Анды
Юг Центральной Америки
Венесуэльско-Гвианская зона
Вест-Индия
Бассейн Амазонки
Восточная Бразилия
Южная часть Южной Америки
ПЕРВОБЫТНАЯ АРХЕОЛОГИЯ ОКЕАНИИ
Общие сведения
ПОЛИНЕЗИЯ
Гавайские острова
Острова Общества
Маркизские острова
Остров Пасхи
Новая Зеландия
Острова Самоа и Тонга
МЕЛАНЕЗИЯ
Острова Фиджи
Новая Каледония
МИКРОНЕЗИЯ
Каролинские острова (восточная часть)
Каролинские острова (западная часть)
Марианские острова

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
20/10/2021

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!