Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Транспорт и связь. Издавна по территории Эфиопии проходили важные караванные пути. Развитие современных видов транспорта началось с сооружения франко-эфиопской железной дороги от Джибути до Аддис-Абебы (с 1981 она стала называться эфиопско-джибутийской). По завершении строительства в 1917 ее протяженность составила 782 км (в том числе 682 км на территории Эфиопии). До начала итальянской оккупации были построены несколько шоссейных дорог, итальянцы оставили после себя много новых дорог. В период итало-эфиопской войны транспортной инфраструктуре, особенно мостам, был нанесен существенный ущерб, и ремонт дорог и их содержание тяжким бременем легли на государственный бюджет. Императорское правительство хорошо понимало роль надежных коммуникаций в укреплении центральной власти и консолидации страны. В 1995 общая протяженность дорог с твердым покрытием составляла 23,8 тыс. км. Расширение дорожной сети финансировалось из государственного бюджета и за счет иностранной помощи. В 1995 правительство Эфиопии объявило о начале реализации программы дорожного строительства, которая субсидировалась главным образом за счет кредитов ЕС и Всемирного банка. После Второй мировой войны был создан торговый морской флот, начались воздушные перевозки. Самолеты эфиопской государственной авиакомпании летают во все штаты страны, а также связывают Аддис-Абебу со странами Европы, Азии и Африки. В 1989 объем авиаперевозок, осуществленных эфиопской авиакомпанией, составил почти половину того, что в совокупности перевезли все другие африканские авиакомпании. В стране функционируют три международных аэропорта (в Аддис-Абебе, Бахр-Даре и Дыре-Дауа), аэропорты внутренних авиалиний имеются во всех административных центрах и ряде крупных городов. Создание гражданской авиации стало возможным благодаря займам, представленным Эфиопии Экспортно-импортным банком США и Американским фондом развития. Среди других видов транспортного обслуживания можно назвать междугородние автобусные маршруты и перевозки на катерах по озерам Тана и Абая и по р.Баро. После выхода в мае 1993 Эритреи из состава Эфиопии страна лишилась портов Массауа и Асэб на Красном море. Однако правительство Эритреи предоставило Эфиопии право использовать для получения гуманитарной помощи голодающим и внешнеторговых операций порт Асэб.Составной частью модернизации Эфиопии было расширение внутренней телефонной связи. Первые телефонные линии были проложены еще при императоре Менелике II и в дальнейшем, прежде всего во время итальянской оккупации, телефонная сеть была значительно расширена. С начала 1950-х годов телефон и телеграф связывают Эфиопию с другими странами мира. Финансовая система. В прошлом Эфиопия не знала такого понятия, как государственный бюджет. Налоги и подати, которые в основном выплачивались натурой или отрабатывались, собирались и использовались на местах. Основным источником государственных поступлений была дань, собираемая местными властями в своих владениях. Часть ее оставалась на местах, часть отправлялась императору. Основной формой налога была десятина, когда крестьяне были обязаны отдавать десятую, а то и еще бльшую часть сельскохозяйственной продукции. Существовал также налог на скот. Помимо вышеупомянутых, было еще много местных налогов, существовала также система отработок.В Эфиопии издавна существовали две основные формы собственности на землю. Первая форма, характерная преимущественно для северных областей, включала бессрочное владение землей общинами. Вторая форма землевладения, распространенная в центральных и южных районах, основывалась на том, что верховным собственником всей земли в стране является император, который в награду за службу или уплату дани по своему усмотрению жалует своих подданных землей. В конце 19 в. земли, прежде всего вокруг Аддис-Абебы, частично перешли в частную собственность. Существовала также гэбарная, или арендная, система, в основе которой лежала издольщина. Более или менее упорядоченная на севере, на юге она часто приводила к злоупотреблениям со стороны помещиков-землевладельцев. Существовало немало исключений из общего правила. Император часто жаловал землю знатным людям, которые получали право на сбор десятины и налогов в форме различных отработок. Часть земель с правом сбора налогов передавалась церквям, монастырям и отдельным церковным иерархам. Повсеместно право сбора дани могло быть предоставлено в обмен на несение воинской службы. Обширные земли принадлежали лично императору и членам его семьи, все налоги оттуда поступали непосредственно в императорскую казну. После восстановления независимости страны налоговая система претерпела глубокие изменения. Введенный в 1942 новый земельный налог учитывал плодородие почв и местоположение конкретного земельного участка, сборщики налогов назначались министерством финансов. Двумя годами позже десятина стала исчисляться в денежном выражении и была добавлена к новому земельному налогу, который стал направляться прямо в центр, что значительно увеличило поступления в государственный бюджет в ущерб доходам местных властей. В 1975 правительство национализировало все сельские земли и ограничило предельный размер индивидуального владения 10 га. В 1978 были внесены изменения в налоговую систему, которые имели целью более справедливое распределение налогового бремени. Предусматривалось, что в зависимости от уровня доходов ставки налогообложения будут варьировать в пределах от 10 до 85%. Сбор налогов на селе был возложен на крестьянские ассоциации. Другим важным нововведением в сфере государственной фискальной политики стало значительное повышение в 1940-х годах импортных пошлин, а также введение индивидуального подоходного налога. Все эти меры несколько ослабили налоговое бремя для крестьян. Государственные доходы выросли с 15,2 млн. долл. в 1945 до 2,8 млрд. долл. в 1987. В 19941995 финансовом году поступления в государственный бюджет составили 928 млн. долл. Основными источниками государственных доходов были экспортные и импортные пошлины и подоходный налог, а в послевоенные годы иностранные займы (наиболее крупные из них были получены от Всемирного банка и США). Произошло значительное увеличение расходной части бюджета с 15 млн. долл. в 1945 до 3,9 млрд. долл. в 1987 (в 19941995 финансовом году 1,29 млрд. долл.). Главными статьями бюджетного финансирования были оборона, образование, поддержание внутреннего порядка, здравоохранение, социальное обеспечение и содержание управленческого аппарата. Внешний долг Эфиопии в 1992 составлял 4,7 млрд. долл. |
|