Вывести на печать

Денежное обращение и банковское дело. Денежной единицей Эфиопии является бырр (сменивший эфиопский доллар), который равен 100 сантимам. Центральным банком страны является созданный в 1964 Национальный банк Эфиопии, преемник бывшего Государственного банка Эфиопии. В том же 1964 в целях упорядочения торговых операций был основан Коммерческий банк Эфиопии. Имеется Банк сельскохозяйственного и промышленного развития, предоставляющий кредиты для развития соответствующих отраслей хозяйства, а также несколько других банков. В 1975 правительство национализировало все банки, страховые компании и ипотеки.

КУЛЬТУРА

Образование. С незапамятных времен центрами обучения и образования в Эфиопии были церкви и монастыри. В 19 – начале 20 вв. некоторые эфиопы могли учиться в школах при христианских миссиях различных конфессий: католиков из Франции и Италии, шведских лютеран, английских и немецких протестантов, адвентистов седьмого дня и пресвитериан из США. В 1908 заботами императора Менелика II была открыта первая государственная школа, где преподавали египетские копты. 20 лет спустя Хайле Селассие основал школу имени Тэфэри Мэконнына (так звали императора Менелика II до коронации). Вскоре были открыты несколько других школ, одна из них женская.

В 1993 в стране насчитывались 2,3 млн. учащихся начальных и 714 тыс. учащихся средних школ. Государственные школы, находящиеся в ведении крестьянских ассоциаций и ассоциаций городских жителей доступны для всех желающих, и в них обучаются ок. 95% всех учащихся страны. В 1991 в университетах Эфиопии учились 20,9 тыс. студентов. Крупнейшим является Аддис-Абебский университет (в прошлом университет имени Хайле Селассие I). В 1995 среди взрослых эфиопов грамотными были 35,5%, что явилось результатом общенациональной кампании по ликвидации неграмотности, которая началась в 1980, когда лишь ок. 10% взрослого населения умело читать и писать.

Литература и искусство. Долгое время литература создавалась главным образом на языке гыыз и имела в основном религиозное содержание. Правда, уже в конце 13 в. появились первые царские хроники на пергаменте. В 19 в. были созданы первые произведения на амхарском языке, а незадолго до начала Первой мировой войны в стране появился первый печатный станок. Не в последнюю очередь для того, чтобы поддержать развитие современной литературы на амхарском языке, в период своего регентства император Хайле Селассие I основал издательство «Бырхан энна Сэлям» («Свет и мир»). Для большинства литературных произведений была характерна нравоучительная направленность. Много драматических произведений было создано после освобождения страны от итальянской оккупации, и они ставились либо на сцене Национального театра, либо силами студентов университета. В начале 1990-х годов в Аддис-Абебе издавались три ежедневных газеты на амхарском языке и одна на английском.

В традиционном изобразительном искусстве Эфиопии господствовал преимущественно византийский стиль. После 1930 значительное развитие получило коммерческое искусство, ориентированное на запросы туристов. В произведениях такого рода часто присутствовал сюжет посещения царицей Савской царя Соломона, и они представляли собой серию лубков, каждый из которых дополнял другой. Приблизительно в то же время художники стали разрисовывать стены кабачков и баров изображениями национальных героев и святых.

ИСТОРИЯ

Исторические корни и легенды. Примерно за 10 веков до нашей эры семитские племена из южной Аравии высадились на северо-восточном побережье Африки и основали там Аксумское царство, преемником которого стала Эфиопия. Они закрепились на севере Эфиопского нагорья и стали продвигаться в южном направлении. Основные исторические и археологические источники относятся к периоду от 150 до н.э. до 600 н.э. В 4 в., в период правления царя Эзаны, в Эфиопии было принято христианство. Важную роль в распространении христианства сыграл сирийский монах Фрументий, который приобрел популярность среди новообращенной паствы и был возведен в епископский сан тогдашним патриархом Коптской церкви в Александрии Афанасием. Тем самым была заложена основа зависимости Эфиопской церкви от Коптской церкви Египта. В 451, во время раскола христианской церкви, на Халкидонском соборе копты высказались в поддержку монофизитского направления, и такую же позицию заняли представители Эфиопской церкви.

В начале 6 в., чтобы отомстить за притеснения местного христианского населения со стороны их правителей, армия царя Калеба Аксумского вторглась в пределы южной Аравии. Примерно в то же время в Эфиопию начал проникать иудаизм, который оказал заметное влияние на обряды Эфиопской церкви; кроме того, часть аксумитов стали последователями иудаизма. (Потомки этих новообращенных – фалаша, обитавшие на севере страны, в наше время почти полностью эмигрировали в Израиль. Их эмиграция началась в середине 1980-х годов и завершилась в 1991.) Хотя аксумский правитель Арма предоставил убежище первым последователям пророка Мухаммеда во время гонений на них в Аравии в 7 в., распространение ислама повлекло за собой изоляцию Аксумского царства. Эфиопы скрылись за своими труднопроходимыми горами и, как писал Гиббон, «проспали почти тысячу лет, забыв об окружающем мире, который тоже о них забыл». Однако многие правители страны пытались поддерживать связи с западноевропейскими христианскими странами.

Согласно эфиопской традиции, генеалогия императорской семьи восходит к царице Савской и царю Соломону. Считается, что наследственное право на императорский трон Соломоновой династии было прервано примерно на два столетия представителями династии Загуэ. В конце 13 в. на трон взошел правитель Шоа, доказавший свою принадлежность к Соломонидам. Затем последовал период религиозного и культурного возрождения, когда создавались царские хроники и многочисленные работы духовного характера, самой значительной из которых стала Кэбрэ Нэгэст (Слава царей), содержащая повествование о путешествии царицы Савской в Иерусалим.

В конце 15 в. небольшая группа португальцев и других европейцев, отправившаяся на поиски царства первосвященника Иоанна, овеянного легендами в средневековой Европе, прибыла в Эфиопию. Португальцы надеялись сделать эту христианскую страну союзником в борьбе против мусульман и набиравшей силу Османской империи. После того как после 1531 Эфиопия стала терпеть одно поражение за другим от армии имама Адаля Ахмеда ибн Ибрахима, известного как Грань (Левша), и лишилась большей части своей территории, император обратился за помощью к Португалии. В 1541 в Массауа высадился отряд португальцев численностью в 400 человек во главе с Кристофером да Гама, сыном прославленного мореплавателя Васко да Гамы. Бльшая часть отряда, включая и ее предводителя, погибла в сражении с мусульманами. При содействии оставшихся в живых португальцев была создана новая эфиопская армия, на вооружении которой появились мушкеты (до того времени огнестрельное оружие имелось лишь у воинов Граня). В 1543 эта армия нанесла поражение противнику, и в сражении погиб сам Ахмед Грань.

назад   дальше



ЭФИОПИЯ
ПРИРОДА
Рельеф
Реки и озера
Климат
Флора и фауна
НАСЕЛЕНИЕ
Размещение населения и этногенез
Демографические данные
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ И ПОЛИТИКА
Период монархии
Революционный режим
Вооруженные силы
Политические организации
Церковь
Внешняя политика
ЭКОНОМИКА
Сельское хозяйство
Горнодобывающая промышленность
Обрабатывающая промышленность
Общественные работы
Внешняя торговля
Транспорт и связь
Финансовая система
Денежное обращение и банковское дело
КУЛЬТУРА
Образование
Литература и искусство
ИСТОРИЯ
Исторические корни и легенды
Начало иностранного проникновения в Эфиопию
Экспедиция Нэпира
Первое поражение итальянцев
Восшествие на престол Менелика II
Соперничество между Великобританией, Францией и Италией
Второе поражение Италии
Крушение французских притязаний
Внутренние проблемы
Коронация Хайле Селассие
Итальянская оккупация
Восстановление независимости Эфиопии
Вторая мировая война и рост влияния Великобритании
Эфиопия после Второй мировой войны
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
05/12/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!