Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Государство Паган существовало в течение нескольких столетий. В середине 9 в. новая волна тибетоязычных мигрантов-бирманцев пересекла территорию Наньчжао и достигла верхнего течения Иравади. Переселенцы освоили территорию вдоль большой излучины реки поблизости от местоположения современного города Мандалай, заимствовав элементы хозяйства у своих предшественников пью и монов. Собственно бирманцы унаследовали от них три высокоразвитых очага поливного рисосеяния: Шуэбо, Чаусхе и Минбу. Столица Паган выросла на крутом берегу р.Иравади ниже ее слияния с Чиндуином между современными городами Пакхоуку и Чау. Господствующей религией стала ветвь буддизма махаяна; вероятно, она пришла из Бенгалии. Паган возвысился как главный город одноименной империи примерно в 1044, когда король Аноратх вынудил монского государя в Татхоуне к капитуляции и, таким образом, получил выход к морю. Аноратх перевел весь монский двор в Паган и внедрил среди своих подданных-бирманцев южное направление буддизма хинаяну. История Пагана (10441287) замечательна во многих отношениях. Территориально Паган включал основную часть долины Иравади и простирался от области Ракхайн на западе до левобережья р.Салуин на востоке. Величественные архитектурные памятники Пагана, построенные в индийском и монском стилях, уступают лишь храмам в Камбодже. Особенно выделяются три храма: Ананда, Татбинью и Годопалин. На территории в 65 кв. км находятся тысячи буддийских культовых объектов. Многие из них поражают своими размерами. В некоторых жизненно важных отношениях, особенно в концепции управления государством, в Пагане доминировал индуизм, однако в целом ведущим фактором культурной жизни оставался буддизм. Поворотный пункт в истории страны наступил в 1165, когда сингальская армия с Цейлона совершила успешное нападение на город Паган в отместку за препятствия, чинившиеся сухопутной торговле Цейлона с Камбоджей. Сингалам не удалось закрепиться в Бирме, но разделявшаяся ими ветвь буддизма тхеравада была воспринята группой монахов, благодаря которым буддизм стал массовой религией бирманцев. Это произошло на фоне последовавшего резкого ослабления влияния монов и способствовало формированию эклектичной бирманской культуры. Государство Паган распалось в последней четверти 13 в. Частично его гибель была следствием внутреннего упадка, однако большую роль сыграли неоднократные вторжения монгольских войск из Китая, в конечном счете захвативших город Паган в 1287. Верхняя Бирма была освобождена от завоевателей в начале 14 в. благодаря усилиям шанских князей. Многие из них были выходцами из этой области, другие бежали из Наньчжао, разоренного монголами в 1253. В последующие 250 лет различные шанские властители правили Верхней Бирмой, а моны сумели утвердиться в дельте Иравади и на побережье Танинтайи. Новой столицей их государства стал Пегу. Когда в 1511 португальцы овладели городом Малакка, монские суда уже регулярно заходили в его порт. Корабли монов, построенные из тиковой древесины высоко ценились в Юго-Восточной Азии. В 1365 шанский князь основал новый столичный город Ава в Верхней Бирме на р.Иравади к югу от современного Мандалая. Династии Таунгу и Конбаун. Разоренное бирманское население обрело, наконец, лидера в лице короля Минджиньо (14861531) из Таунгу, сравнительно отдаленного городского центра, расположенного на р.Ситаун в 240 км к северу от Пегу. Утверждению династии Таунгу благоприятствовало разрушение Авы вторгшимися в 1527 шанами, которые захватили район Чаусхе, а затем покорили монское государство Пегу в Нижней Бирме. При величайшем из королей этой династии Байиннауне (15511581) в состав Бирмы были включены земли на востоке вплоть до Чиангмая в Таиланде и до Вьентьяна в Лаосе. Венецианец Цезарь Фредерик, посетивший Бирму в 1569, писал, что, хотя Байиннаун «не располагает армией или военным флотом», он «далеко превосходит Великого турка (т.е. султана Османской империи) по богатству и мощи». В 1634 бирманская столица была перенесена в глубь страны, из Пегу в Аву, что позволило монам восстановить свои позиции в Нижней Бирме. В 1730-х годах моны предприняли нападение на Центральную долину, включая Аву, но не смогли сдержать мощного контрнаступления, предпринятого с севера сыном городского старосты Шуэбо, который впоследствии стал королем под именем Алаунпая и основал династию Конбаунов.Во время правления Алаунпая бирманцы вытеснили монов из центральной Бирмы и разрушили их столицу Пегу. Новый король развернул боевые действия в Таиланде, сумев на время присоединить его северо-западные районы к своему государству. В 1767 один из преемников Алаунпая захватил и опустошил тайскую столицу Аютию. Бирманские войска на границе с Китаем отразили попытки вторжения отрядов маньчжуров. В конце 18 в. бирманцы завоевали Ракхайн (1784) и подавили ряд вооруженных выступлений монов. Однако устремления короля Бодопая (17821819) выступить против вновь усилившегося Таиланда окончились неудачей. В начале 19 в. Конбауны наладили контакты с британскими властями в соседней Бенгалии и Ассаме, куда несколько раз вторгались бирманские войска. |
|