Вывести на печать

Литература и искусство. Национальная культура, испытавшая индийское влияние и находившаяся на подъеме вплоть до 1885, исторически тяготела к королевскому двору. Танцоры и музыканты пользовались покровительством престола, равно как и мастера-ремесленники, занимавшиеся изготовлением изделий из дерева и серебра. Знаменитые храмы 13 в. и другие религиозные сооружения в Пагане – характерные примеры достижений традиционной бирманской цивилизации.

После установления английского колониального господства прекратилось королевское попечительство в сферах искусства и художественных промыслов, и в страну стали проникать новые эстетические веяния с Запада. Зародились ранее отсутствовавшие жанры, прежде всего роман, и произошел разрыв с прошлым, когда литература была неотделима от монастырей и ориентировалась на религиозные сюжеты и жизнь двора. Хотя европейское влияние было достаточно слабым, важно, что оно вызвало ответную, с националистическим оттенком, реакцию, которая получила поддержку со стороны властей независимой Бирмы. В результате государство открыло музыкальные, театральные, художественные учебные заведения, национальный музей и поддерживало археологические исследования, религию и т.д.

В современной культурной жизни страны слилось старое и новое, искони бирманское и привнесенное. Самые популярные зрелищные мероприятия – кино и пве (длящаяся нередко всю ночь народная опера, в которой сочетаются элементы комедии и драмы). Двойственный характер таких представлений, в которых увязанное с местными историческими событиями содержание сопровождается типично национальной музыкой, продолжает волновать аудиторию. В то же время в столице стоят длинные очереди в кинотеатры, в которых демонстрируются не только фильмы на бирманском языке, но и американские вестерны и мюзиклы. Художественные традиции по-прежнему находят выражение в кустарных шелковых тканях и лаковых изделиях, хотя качество продукции снизилось по сравнению с образцами прошлого. Как и прежде, ударные (гонги, барабаны) и духовые инструменты используются в традиционных бирманских оркестрах, сопровождающих драматические спектакли. В 1990-х годах комедиантов, карикатуристов и писателей арестовывали за высказывания, воспринимавшиеся властью как оскорбление или недозволенная критика.

Средства массовой информации. До 1962 в стране существовала активная и сравнительно свободная пресса, однако при Не Вине были введены существенные ограничения. Правительство объявило, что разрешает выпуск газет лишь на бирманском и английском языках. Были запрещены англоязычные газеты, издававшиеся иностранцами, и партийные периодические издания, за исключением изданий Партии бирманской социалистической программы. В настоящее время выходят несколько ежедневных газет (самые популярные – «Ботатаун», «Мьянма Алин», «Нью лайт оф Мьянмар») и шесть журналов. Государство монополизировало телекоммуникации, радиовещание и прессу. Введена строгая государственная цензура всех средств массовой информации. Свободную от официального контроля информацию большинство жителей страны получают, слушая по радио передачи Би-би-си и «Голоса Америки».

ИСТОРИЯ

Историческое ядро Мьянмы и родина бирманцев – долины рек Иравади и Ситаун. К западу от долины Иравади, за хребтом Ракхайн, живут араканцы, которые сохраняли независимость на протяжении бльшей части истории Мьянмы. Они имеют отдаленное сходство с первыми жителями Бирмы пью (или пяо). Хотя пью не сохранились как этнос, они принимали участие в создании одной из древнейших цивилизаций на территории нынешней Мьянмы в 7 в. н.э. Другая коренная народность, которую считают ветвью монов (или талаингов), господствовала на побережье области Танинтайи и землях соседнего района Татхоун и дельты Иравади и колонизовала лежащие к востоку за горными грядами правобережные районы бассейна р.Чаупхрая (Менам). Государство монов окончательно пало под ударами бирманской династии Конбаунов в середине 18 в. На Шанском нагорье преобладают родственные тайцам и монам шаны, которые занимают основную часть его равнинных территорий. Шаны правили Верхней Бирмой после того, как Хубилай разрушил в 1287 бирманскую столицу Паган, и вплоть до 16 в., когда они признали зависимость от бирманских властителей.

Моны и пью. Древнейшую цивилизацию в Нижней Бирме связывают с монами. В начале нашей эры моны наладили торговые и культурные связи с Индией, особенно с соседней областью Бенгалией и портами на восточном побережье Декана, они заимствовали индуистскую концепцию и символику королевской власти. Монахи-брахманы были придворными советниками, а сами правители обожествлялись в силу высокочтимости места, отводимого им при храмовых церемониях. Моны восприняли буддизм школы тхеравада (хинаяна) в 1 в. н.э. Позднее, в I тысячелетии н.э., бирманские моны оказались в составе монского государства Дваравати, центром которого была долина р.Менам на юге современного Таиланда. В конце 11 в. камбоджийские кхмеры уничтожили это государство, но не подчинили земли бирманских монов. В то же время, покорив пью, моны установили свою власть над большей частью Нижней Бирмы. При бирманском короле Аноратхе (Анируда, Анората, ок. 1044 – ок. 1077) моны вошли в состав обширного государства, простиравшегося от Мандалая вплоть до побережья.

Пью, как и позднее появившиеся родственные им бирманцы, относятся к тибетским народам, проникшим в долину Иравади с севера в ходе нескольких миграций. Государство пью Шрикшетра (с одноименной столицей), распространившееся вверх по долине Иравади и на запад в пределы области Ракхайн, достигло расцвета между 500 и 700 н.э. Оно поддерживало коммерческие и культурные отношения с индуистской и буддийской Индией, которые осуществлялись наземными и морскими путями. Столичный город достигал нескольких километров в окружности, был защищен надежными укреплениями и украшен буддийскими храмами внушительных размеров. Пью вели в ограниченных масштабах торговлю с Китаем через соседнее государство тайских народов Наньчжао, существовавшее на месте юго-западной провинции Юньнань. К 9 в. Шрикшетра утратила свое былое политическое влияние, отчасти под давлением монов с юга.

назад   дальше



МЬЯНМА
ПРИРОДА
Строение поверхности
Шанское нагорье
Центральная равнина
Западный горный пояс
Прибрежная равнина Ракхайн
Климат
Почвы
Растительность
Животный мир
НАСЕЛЕНИЕ
Демографическая характеристика
Размещение населения
Этнический состав и языки
Конфессиональный состав
Города
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Исполнительная власть
Местное управление
Политические партии
Судебная система
Внешняя политика
ЭКОНОМИКА
Сельское хозяйство
Дельтовая область
Сухой пояс
Районы подсечно-огневого земледелия
Рыболовство
Лесное хозяйство
Горнодобывающая промышленность
Обрабатывающая промышленность
Транспорт
Государственный долг и банки
Государственный бюджет
ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
Образ жизни
Религия
Социальное обеспечение и здравоохранение
Система образования
Литература и искусство
Средства массовой информации
ИСТОРИЯ
Моны и пью
Государство Паган
Династии Таунгу и Конбаун
Отношения Бирмы с Англией до 1885
Британское господство в Бирме в 1885–1942
Японская оккупация
Независимая Бирма
Военный режим
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
26/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!