Вывести на печать

Религия. 85% всего населения – буддисты. Идеи буддизма нашли отражение в разработанной после 1962 официальной государственной доктрине «Бирманский путь к социализму». Однако свобода вероисповедания была формально гарантирована только в конституции 1974.

Господствует тхеравада (хинаяна) – направление буддизма, которое распространено также в Таиланде, Камбодже и Шри-Ланке. Деревни располагают собственными монастырями, в которых каждый мальчик проводит некоторое время, изучая основы религиозного мировоззрения и язык пали. В сравнительно крупных городах действуют по несколько монастырей с большим числом монахов; например, в Мандалае их насчитывается ок. 20 тыс. Близ монастырей строят ступы – буддийские культовые сооружения, предназначенные для хранения священных реликвий. Часто это массивные колоколообразные или многоугольные в плане ступенчатые каменные сооружения, украшенные высокими шпилями и окруженные небольшими статуями Будды. Крупнейшая в мире ступа Шведагон в Янгоне имеет высоту ок. 100 м и периметр восьмиугольного основания 433 м. Ступа покрыта золотыми пластинами и увенчана золотым шаром диаметром 25 см с инкрустациями из драгоценных камней. Шар как будто дрожит на солнце, между тем как языки колокольчиков (100 золотых и 1400 серебряных), подвешенных к вершине шпиля, раскачиваются от ветра, и в воздухе раздается тихая нежная музыка. Стрелка шпиля пагоды сплошь покрыта алмазами, рубинами и изумрудами (всего более 4600 камней). В самом храме с каждым поколением набожных бирманцев возводятся новые алтари, колонны и добавляются фигуры.

Социальное обеспечение и здравоохранение. Социальное обеспечение в стране искони базируется на двух институтах: многочисленной родне и деревенской общине. Родня принимает на себя заботу о старых, немощных, увечных и больных членах семьи. Если же родные не в состоянии это сделать, то на помощь приходит община. На поддержку могут рассчитывать даже лица, вернувшиеся в родное селение после долгих лет отсутствия.

За период независимого развития страны был осуществлен комплекс мероприятий, направленных на предотвращение распространения малярии, проказы, туберкулеза и венерических заболеваний. Однако государственные проекты развития здравоохранения не затрагивают ряд важных проблем, прежде всего связанных с распространением СПИДа. Почти половина всех детей младшего школьного возраста страдает от недоедания, растет число заболеваний инвазионными болезнями, вызванными паразитами. Хотя в отдельных сферах здравоохранения достигнуты определенные успехи, численность персонала и материальная оснащенность медицинских учреждений остается недостаточной. В 1995 в стране один врач приходился на 12,5 тыс. человек.

Система образования. Издавна обучением детей занимались буддийские монахи. Каждый мальчик, достигший 14 лет, должен был провести в монастыре несколько лет, где, кроме изучения религиозных текстов, он обучался письму, арифметике и азам ряда наук. В колониальный период появились светские государственные школы.

После военного переворота 1962 в стране отказались от английской системы обучения, даже на университетском уровне. В 1966 вся сеть образовательных учреждений была взята под государственный контроль. С 1975 было провозглашено обязательное посещение школ детьми в возрасте от 5 до 9 лет. Однако обследование, проведенное в 1995 Детским фондом ООН, показало, что 39% детей школьного возраста не учатся и лишь 25% детей действительно получают начальное образование.

Пришедшие к власти в 1988 военные предприняли ряд шагов по реформированию системы высшего образования. Помимо двух университетов, существовавших тогда в стране – в столице и в Мандалае, 33 провинциальных двухгодичных колледжа были переведены в категорию полноценных университетов или технических институтов. Кроме того, были основаны еще 12 университетов на базе учебных заведений, находившихся в подчинении министерств культуры, сельского хозяйства и др. Согласно новым правилам, студенты должны учиться в университетах, ближайших к их постоянному месту жительства. В 1993 ГСВЗП выдвинул также идею развития заочного высшего образования, программы которого рассчитаны на тех, кто проживает в отдалении от университетов и институтов технического профиля. В стране функционируют военная академия и новый военно-инженерный институт в Мемьо.

На протяжении долгого времени в 1990-х годах университеты были закрыты, поскольку общественная активность студентов создавала серьезную угрозу военной диктатуре. С тех пор как лидеры-радикалы в 1936 организовали в Рангунском университете забастовку и возглавили движение за независимость, студенты стали политическим авангардом общества. Они выступали в стенах столичного университета против действий властей после военного переворота 1962, а затем в 1967, 1970 и 1974, когда режим отказался устроить торжественные похороны У Тана. Студенческие забастовки происходили также в 1975, 1976, 1981 и 1988. Военная администрация обычно отвечала на это насилием и закрытием университетов на длительный срок. На протяжении 1990-х годов постоянно действовала только военная академия в Мемьо.

назад   дальше



МЬЯНМА
ПРИРОДА
Строение поверхности
Шанское нагорье
Центральная равнина
Западный горный пояс
Прибрежная равнина Ракхайн
Климат
Почвы
Растительность
Животный мир
НАСЕЛЕНИЕ
Демографическая характеристика
Размещение населения
Этнический состав и языки
Конфессиональный состав
Города
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Исполнительная власть
Местное управление
Политические партии
Судебная система
Внешняя политика
ЭКОНОМИКА
Сельское хозяйство
Дельтовая область
Сухой пояс
Районы подсечно-огневого земледелия
Рыболовство
Лесное хозяйство
Горнодобывающая промышленность
Обрабатывающая промышленность
Транспорт
Государственный долг и банки
Государственный бюджет
ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА
Образ жизни
Религия
Социальное обеспечение и здравоохранение
Система образования
Литература и искусство
Средства массовой информации
ИСТОРИЯ
Моны и пью
Государство Паган
Династии Таунгу и Конбаун
Отношения Бирмы с Англией до 1885
Британское господство в Бирме в 1885–1942
Японская оккупация
Независимая Бирма
Военный режим
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
20/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!