Вывести на печать

Денежное обращение, банковская деятельность и бюджет. Основная денежная единица Нидерландов – гульден, который в 2002 планируется заменить на евро. Монеты чеканятся Государственным монетным двором в Утрехте, а государственный банк – Банк Нидерландов – имеет право выпускать банкноты. Нидерландские банкноты считаются самыми красивыми и защищенными от подделки в Европе. Помимо Банка Нидерландов в стране существуют еще шесть крупных частных банков и ряд специализированных банков.

С конца Второй мировой войны Нидерланды проводят осторожную финансовую политику. Впервые сбалансированный бюджет был достигнут в 1949. На протяжении 1950–1960-х годов расходы несколько превышали доходы. В 1970–1980-е годы дефицит бюджета возрастал и оставался на высоком уровне в 1990-х годах. В 1996 бюджет характеризовался доходами в 301,9 млрд. гульденов (149,5 млрд. долл.) и расходами в 322,8 млрд. гульденов (151,3 млрд. долл.). Основными источниками доходов были подоходные налоги, налоги с оборота и отчисления на социальные нужды. Расходы государства направляются преимущественно на социальные нужды (38%), здравоохранение (14%) и образование (11%).

ОБЩЕСТВО

Роль религии в жизни общества. Религиозные различия имеют пространственно-географическое выражение: на юге страны проживают в основном католики, а на юго-западе и северо-востоке – протестанты. Официально свобода совести была провозглашена в 1795, однако фактически Нидерландская реформатская церковь оставалась важной политической силой на всем протяжении 19 в. Религиозное противоборство до сих пор влияет на политические партии, школы, профсоюзные движения, союзы работодателей и газет. Радио и телевизионные станции, спортивные объединения и клубы отдыха организуются на идеологической или религиозной основе. В 20 в. число смешанных браков между лицами разных вероисповеданий вопреки ожиданиям не выросло, а уменьшилось, и даже знакомства и совместное времяпрепровождение часто зависят от религиозных убеждений.

Отдельную группу составляет та часть населения, которая стоит в стороне от религиозных объединений (особенно разделяющая социалистические или либеральные взгляды). Взаимодействие протестантских, католических и светских организаций включается в т.н. «столбовую» систему (zuilen systeem), где представители каждого «столба» (группировки) входят в комитеты по защите интересов населения на всех уровнях управления. Эта система сформировалась после Первой мировой войны. На сложившихся социальных группах, «столбах» («пилонах»), зиждилось все нидерландское общество, хотя каждый из них автономно осуществлял свои функции.

Этнические проблемы. В начале 1990-х годов выходцы с Явы, Молуккских о-вов, Суринама, Нидерландских Антильских Островов составляли примерно 5% населения страны. Противоречия усилились после 1975, когда Нидерланды приняли несколько групп эмигрантов с южных Молуккских о-вов. В 1970-е годы были приняты законы, запрещавшие расовую дискриминацию. Тем не менее безработица среди небелого населения остается высокой, что во многом предопределяет социальное расслоение общества.

Семья. В центре общественной жизни Нидерландов находится семья. Обычно это замкнутая ячейка, включающая супругов, детей и ближайших родственников. Ее тесная сплоченность имеет важное значение для передачи следующему поколению традиционных религиозных и социальных установок. Несмотря на возросшую роль объединяющих мероприятий по месту работы, нидерландцы предпочитают отдыхать в семейном кругу. Несмотря на активное феминистское движение, нидерландские женщины до сих пор не занимают равного положения с мужчинами. Лишь немногие замужние женщины работают, но их заработная плата ниже, чем у мужчин.

Народное образование. Свобода образования наряду со свободой вероисповедания – конституционные права граждан Нидерландов. Государство, сохраняя надзор за образованием в начальной и средней школах и практически полностью его финансируя, не вмешивается в процесс обучения. При условии соответствия ряду критериев школу в Нидерландах может учредить любой человек, имеющий право на преподавание. Это объясняет наличие в стране школ разного типа и соответственно избирательный характер образования. При этом отсутствие единых учебных программ не мешает следить за учебным процессом т.н. Школьной инспекции, к отчетам которой внимательно относятся пресса и родители.

Согласно первому законодательству о народном просвещении, в 1801 были созданы государственные нерелигиозные школы. В настоящее время в системе начального и среднего образования все школы делятся на особые (или частные), обычные (или государственные) и специальные. Существуют римско-католические школы, протестантские, мусульманские, индуистские, еврейские и т.д. К этому типу относятся также школы, базирующиеся на специфических методах обучения (например, школы Монтессори и др.), а также т.н. «свободные школы». Обычные школы дают исключительно светское образование. Специальные школы предназначены для детей, испытывающих по тем или иным причинам трудности в процессе обучения.

До 1920, пока конфессиональные партии не добились правительственных субсидий для приходских школ, большинство детей посещали бесплатные государственные школы (69% в 1900). В 1996–1997 только 35% детей обучались в государственных начальных школах, а 65% – в частных школах. В системе высшей школы, где государственные субсидии ограничены, только 3 из 13 высших учебных заведений связаны с определенными конфессиями.

В Нидерландах обязательное бесплатное обучение для детей и подростков в возрасте до 16 лет. Начальную школу посещают дети с 5 (а по желанию родителей с 4) до 12 лет. Ее отличает большое разнообразие учебных программ. В средней школе, посещение которой обязательно для каждого ребенка в возрасте от 12 до 16 лет, больше единообразия в учебном процессе. Существуют четыре вида обучения: базовое среднее четырехлетнее, общее среднее высшего типа с пятилетним сроком обучения, четырехлетнее профессиональное и шестилетнее предуниверситетское со специализацией в области общественных, естественных или гуманитарных наук. Таким образом, учащиеся сами выбирают тип средней школы. В 1963 программы средних школ Нидерландов были пересмотрены таким образом, чтобы предоставить учащимся бльшую возможность выбора и перехода из школ одного типа в школы другого типа. В 1994 ок. 700 тыс. учеников были зачислены на прохождение среднеобразовательных программ и примерно столько же – на профессиональное обучение. Нидерландские школы обеспечивают хорошую подготовку по иностранным языкам.

Высшее образование можно получить в колледже (hogescholen), университете или Открытом университете (вечернее или заочное обучение). В стране действуют 13 университетов (самый старый университет Нидерландов – Лейденский, основанный еще в 1575) и Открытый университет для взрослых. Высшее образование обычно рассчитано на шестилетний курс обучения, причем изучение предметов по избранной специальности начинается с первого курса. До середины 1990-х годов государство оказывало студентам финансовую поддержку в течение 6 лет, но затем, несмотря на протесты студентов, стало сокращать этот срок. Внесение изменений в программы обучения и специализации затруднено, часто для этого требуется предварительно пройти соответствующий среднеобразовательный курс. С 1960-х годов специализированный и элитарный характер системы высшего образования в стране подвергался резкой критике. Отмечалось, что эта система устарела, не соответствует времени и ограничивает возможности получения высшего образования для девушек и юношей из низших социальных слоев.

Государственные университеты находятся в Лейдене, Утрехте, Гронингене, Амстердаме, Роттердаме, Лимбурге и Твенте. Три частных университета связаны с церковью: католические университеты в Неймегене и Тилбурге и протестантский Свободный университет в Амстердаме. Среди других высших учебных заведений – три технических университета, Открытый университет, Сельскохозяйственный университет, Школа бизнеса и Институт социальных исследований.

Университеты Лейдена, Утрехта и Амстердама располагают замечательными библиотеками с коллекциями редких рукописей. Королевская библиотека в Гааге славится собранием классической литературы.

назад   дальше



НИДЕРЛАНДЫ
ПРИРОДА
Геологическое строение
Рельеф
Климат
Почвы, растительный и животный мир
НАСЕЛЕНИЕ
Демография
Этнические особенности и язык
Конфессиональный состав
Урбанизация
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИКА
Государственный строй
Местное управление
Политические партии
Правовая система и судопроизводство
Внешняя политика
Вооруженные силы
ЭКОНОМИКА
Влияние природных факторов на развитие сельского хозяйства и промышленности
Влияние природных факторов на развитие торговли
Гавани, водные пути и каналы
Сельское хозяйство
Промышленность
Внешняя торговля
Денежное обращение, банковская деятельность и бюджет
ОБЩЕСТВО
Роль религии в жизни общества
Этнические проблемы
Семья
Народное образование
Профсоюзы
Социальная политика
Политика в отношении наркотиков
КУЛЬТУРА
Из истории культуры
Современное искусство
Средства массовой информации
Спорт
Праздники
ИСТОРИЯ
Античный период
Средние века
Правление Габсбургов и революция в Нидерландах
Соединенные провинции
Золотой век
Упадок в 1700–1795
Эпоха Наполеона
Королевство Нидерландов: 1815–1914
Первая мировая война и межвоенный период
Вторая мировая война
Послевоенный период
Конец 20-го века
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
16/06/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!