Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Саманиды (875999). Единственной крупной суннитской династией в империи были Саманиды, правившие в восточных областях Ирана и в Центральной Азии. Сменившие Тахиридов Саманиды происходили из знатного иранского рода. Они сохраняли верность Аббасидам и покровительствовали возрождению иранской культуры на подвластных им землях. Со времен завоевания в Иране была принята арабская письменность; при Саманидах древний язык региона стал языком литературы, хотя при этом использовался арабский алфавит. Пробудился живой интерес к персидскому фольклору и старине. Наступил период расцвета искусства в разных его формах, и по торговым путям суннитский ислам, главным образом благодаря мистикам (суфиям), распространялся среди народов Средней Азии. В Мавераннахре при Саманидах родился великий философ и врач Ибн Сина (Авиценна) (9801037), перебравшийся затем в Иран. Омейядский халифат в Испании. Ободренные примером Фатимидов, омейядские правители в Испании в 929 также решили провозгласить себя халифами. От осуществления этой древней мечты их ранее удерживали улемы, ученые-богословы. С самого начала мусульманская армия в Испании осела на земле арабы на равнине, берберы в горах, и старые кровные обиды и племенные раздоры не утихали. Это порождало постоянную нестабильность, которая давала о себе знать в периоды напряженности, но под умелым правлением испанских Омейядов трудолюбие и сельскохозяйственные навыки населения привели к процветанию страны. Множество христиан в это время перешли в ислам, а этносы завоевателей и местного населения все более сближались благодаря смешанным бракам и тесным культурным контактам. При эмире Абд ар-Рахмане II (правил в 822852) всегда бывшая суннитским оплотом Испания стала родиной блестящей исламской цивилизации, уходившей корнями на Восток, но при этом самобытной. Эта культура передавалась также испанцам-католикам, жившим на исламской территории, мосарабам (араб. «мустариба» «арабизированные»), которых их епископы осуждали за то, что они больше интересуются арабским языком, чем латынью. В период халифата Марокко и Западное Средиземноморье находились под контролем Омейядов. Столица испанских Омейядов, Кордова, затмевала Европу и соперничала в роскоши с Константинополем и Багдадом. Омейядский халифат в Испании просуществовал до 1031 и распался под воздействием внутренних причин, но его высокая цивилизация сохранилась, и не только в россыпи мелких эмиратов, образовавшихся в Испании, но также в Марокко. Когда в Европе пробудился интерес к эллинистической науке и философии, он был во многом удовлетворен за счет изучения наследия испанского ислама, а также научных традиций сицилийских мусульман. |
|