Вывести на печать

Западные мусульманские земли в 11–13 вв. Альморавиды. Возрождение суннизма при Сельджукидах сопровождалось на западе двумя крупными религиозными движениями среди берберов. Первое, движение марабутов (альморавидов, араб. «мурабитун»)), зародилось как братство сторонников реформирования ислама, сложившееся среди кочевников племени ламтуна в Мавритании, предков современных туарегов. Это движение распалось на северную и южную ветви. Последняя покорила африканское царство Гана к северу от реки Нигер.

Северная ветвь Альморавидов, возглавляемая Юсуфом Ибн Ташуфином (Ташфин), завоевала и объединила Марокко, обеспечила победу суннизма маликийского толка и в 1062 основала Марракеш, город у подножия горной цепи Высокий Атлас. Теперь мелкие испанские мусульманские князья, испытывавшие сильное давление христианских войск с севера, обратились за помощью к Альморавидам. В 1086 берберы хлынули в Испанию и у деревни аз-Заллаки остановили продвижение христиан. Поначалу шокированные образом жизни испанских правителей, кочевники вскоре с энтузиазмом восприняли роскошь андалусской арабской культуры. В последующие годы большая часть мосарабов были изгнаны из мусульманской Испании как потенциально враждебная мусульманам военная и политическая сила.

Альмохады. В 12 в. соперниками Альморавидов выступали Альмохады (от араб. «аль-муваххидун» – «придерживающиеся единства»), последователи другой берберской религиозной реформаторской доктрины, выдвинутой в горах Высокого Атласа Ибн Тумартом (ум. ок. 1128). В то время как Альморавиды признавали Аббасидов, Альмохады заявляли о праве на собственный халифат. В длительных кровопролитных войнах (ок. 1125–1147) Альмохады одержали победу и положили конец власти Альморавидов.

К 1160 империя Альмохадов включала в себя мусульманскую Испанию и Северную Африку вплоть до Туниса. Это движение можно рассматривать как воинственную пуританскую интерпретацию суннизма. В нем содержались такие положения, как насильственное обращение немусульман в ислам, которые отталкивали правоверных суннитов-традиционалистов. Однако халифат Альмохадов (завершившийся в 1269) знал нескольких образованных и широко мыслящих правителей. Широкой известностью пользовался Абу Юсуф Якуб (правил в 1184–1199), благоволивший к литературе и искусству и взявший под покровительство Ибн Рушда (Аверроэса) (1126–1198). Тем не менее неспокойная ситуация на Арабском Западе при Альмохадах вынудила Маймонида (1135–1204) покинуть Испанию и искать убежища при дворе Саладина.

В 13 и 14 вв. по всей Северной Африке распространились ордены мистиков-суфиев.

МОНГОЛЬСКИЕ НАШЕСТВИЯ

Великий завоеватель Темучин, ставший впоследствии известным как Чингисхан, возвысился к 1204 среди языческих монгольских племен между реками Онон и Керулен в северо-восточной Монголии. Основой его влияния был конгломерат племен, которые он покорил. В Средней Азии привыкли повиноваться своим князьям, или ханам безоговорочно и преданно; такой же покорности ожидал от ханов и Чингис, насаждая ее с помощью своей огромной элитной гвардии.

По-видимому, у Чингисхана очень рано появилась уверенность, что ему суждено завоевать мир. Его соплеменники жаждали добычи и новых пастбищных земель и с готовностью последовали за ним. Утвердившись в Средней Азии, Чингисхан повернул сначала на восток и напал на империю Цзинь в Северном Китае, захватив почти всю территорию, кроме укрепленных городов. В Восточном Иране после распада державы Сельджукидов правили их бывшие вассалы – хорезмшахи из Хивы. Султан Ала ад-Дин Мухаммед Хорезмшах владел всем Ираном и Мавераннахром и хотел продвинуть границы своих владений дальше в Центральную Азию, захватить города-оазисы в бассейне реки Тарим в Синьцзяне, где мусульмане играли важную роль, хотя и не имели политической власти. Мусульманские купцы практически контролировали торговые пути, и правители этой области широко пользовались услугами мусульманских администраторов и советников.

В 1218, в ответ на поздравления по случаю завоевания Пекина, ко двору Хорезмшаха с предложениями мира и торговли прибыли три посланца-мусульманина от Чингисхана, которые при этом предложили ему уплатить Чингисхану дань. Султан учтиво распрощался с ними, но, когда богатый монгольский караван с 450 купцами-мусульманами вступил на его земли, купцов были перебиты, а товары захвачены. Посольство, направленное с протестом, было также уничтожено. Это последнее действие, равносильное объявлению войны, спровоцировало вторжение Чингисхана на территорию мусульманского мира.

назад   дальше



МУСУЛЬМАНЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА
Период пророчества
ПЕРВЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ
Абу Бакр (правил в 632–634) и войны с вероотступниками
Начало арабских завоеваний
ПЕРВЫЕ ХАЛИФЫ
Омар (правил в 634–644) и нововведения в управлении
Осман (правил в 644–656)
Али (правил в 656–661)
ДИНАСТИЯ ОМЕЙЯДОВ (661–750)
Муавия (правил в 661–680)
Язид (правил в 680–683)
Убийство Хусейна
Экспансия при Омейядах
Борьба с Византией
Завоевания в Средней Азии
Проникновение в Индию
Движение на Запад в Африке и сопротивление берберов
Экспансия в Европе
Духовное развитие халифата при Омейядах
Аббасидское движение
АББАСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ (750–1258)
Религия при Аббасидах
Эллинистические влияния
Мамлюкская стража и упадок влияния и власти аббасидских халифов (836–892)
Приграничные и полунезависимые династии и распад халифата в середине 9 в
Восстановление власти Аббасидов
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР В 10 В
Антиаббасидское восстание в Северной Африке и Фатимидский халифат (909–1171)
Современники Фатимидов: Буиды в аббасидском Иране (945–1055)
Саманиды (875–999)
Омейядский халифат в Испании
ИСЛАМСКИЙ МИР В XI–XVIII ВВ
Политические события
Вторжения Газневидов в Индию
Падение Саманидов
Нашествие сельджуков и других тюркских племен
Султанат
Духовное развитие
Крестоносцы, Саладин и конец Фатимидского халифата
Западные мусульманские земли в 11–13 вв
Альморавиды
Альмохады
МОНГОЛЬСКИЕ НАШЕСТВИЯ
Монгольское нашествие
Монгольские нашествия после Чингисхана
Хулагу и Ильханская династия в Персии и Ираке
ИСЛАМ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ
Обращение монголов в ислам
Мамлюки (1250–1517) и сопротивление монголам
Бейбарс
Рост религиозной нетерпимости
Тамерлан
Персидская культура при преемниках Тамерлана
Османы (ок. 1300–1924)
Османское господство
Османская экспансия 16 в
Иран: Сефевиды и Каджары
Шах Исмаил
Аббас (правил в 1587–1629) и его преемники
Арабский Запад в 13–17 вв
Закат империи Альмохадов
Пост-альмохадские государства в Магрибе
Ислам в Индии
Делийский султанат (1204–1526)
Династия Моголов (1526–1857)
Ислам в Юго-Восточной Азии
Ислам в Африке
ИСЛАМСКИЙ МИР И СОВРЕМЕННОСТЬ
Мусульмане в современном мире
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
27/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!