Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Осман (правил в 644656). Омара убил перс-невольник. Как повествует традиция, умирая, Омар назначил шестерых наиболее способных из сподвижников Мухаммеда, чтобы они выбрали преемника. Они же были и основными претендентами на пост Халифа. Что произошло дальше, не совсем ясно. Наиболее популярны были две кандидатуры Али, зять пророка, и Осман Ибн Аффан, представитель старой курейшитской аристократии. Очевидно, остальные четверо решили голосовать за Османа, потому что он был более слабым политиком и потому казался им более покладистым претендентом. Сторонники Али (шииты) с горечью называли это собрание «заговором», целью которого было отнять власть у семьи пророка. Хотя Осман был человеком благочестивым и относился к числу первых обращенных, его семья, мекканский аристократический клан Омейядов, долгое время возглавляла движение сопротивления Мухаммеду и приняла ислам только тогда, когда дальнейшее сопротивление стало быссмысленным. С самого начала своего халифата, который продолжался с 644 по 656, Осман находился под большим влиянием семьи. Он назначал родственников военачальниками, закрывал глаза на коррупцию и бесчинства. Когда один незнатный, но всеми уважаемый сподвижник Мухаммеда возмутился пьянством, распутством и расточительностью назначенных им военачальников, Осман повелел изгнать его в пустыню. Важным мероприятием его эпохи стала кодификация текста Корана, существовавшего в то время в нескольких версиях. В итоге был создан критически выверенный священный текст, существующий и поныне. Осман жил намного роскошнее своих предшественников и к тому же разрешал членам своей семьи и наиболее видным сподвижникам Мухаммеда покупать большие поместья в завоеванных странах. Недовольство новым халифом бурлило в лагерях, где стояли арабские войска, в Медине то и дело составлялись заговоры. Многие племена считали, что все доходы должны делиться поровну между членами общины; известно было, что так же думает и Али. На одиннадцатом году правления Османа против него выступили войска, расквартированные в Куфе, и сместили назначенного им губернатора. Оппозиция ширилась. Когда в 656 повстанцы осадили дворец Османа в Медине, число его сторонников начало катастрофически таять. Несмотря на осаду, он отказывался уйти «с должности, данной ему Богом». В конце концов группа его противников во главе с сыном Абу Бакра прорвалась в дом и изрубила 82-летнего халифа, который вышел им навстречу с Кораном в руках. Али (правил в 656661). Восставшие поспешили провозгласить Али халифом. Потрясенный убийством Османа, Али неохотно дал себя уговорить двум членам собрания преемников Омара, голосовавшим за Османа, Тальхе Ибн Убайдалле и Зубейру Ибн аль-Авваму, которые позже перешли в оппозицию к Осману, а теперь убедили Али в интересах общины дать свое согласие занять пост халифа.Тальха и Зубейр скоро остыли к Али и стали обвинять его в том, что он причастен к убийству Османа и что его избрание незаконно. Вместе с Айшой, дочерью Абу Бакра и любимой женой пророка, они бежали в Басру, где стали собирать войско против Али. Али поспешил в Куфу, чтобы не дать этому важному центру попасть в руки мятежников; впоследствии он сделал Куфу своей столицей, признав таким образом, что база политической власти вместе с армией переместилась из столицы в провинцию. Хотя его сторонники сумели разгромить войска Тальхи и 3убейра, а их самих убить в «битве верблюда», трудности для Али только начинались. Он опирался главным образом на склонные к восстаниям племенные группировки, лишившись поддержки жителей Мекки и Медины, когда «принял халифат из рук убийц». Как и следовало ожидать, на политической сцене халифата появился мститель за убитого халифа, командующий арабскими войсками в Сирии Муавия, близкий родственник Османа. Сирийская армия была предана Муавии, на его сторону перешли многие из мекканских лидеров и героев завоеваний, к тому же у него была сильная позиция с этической точки зрения. Муавия был также талантливым полководцем и дипломатом. Сначала он поставил Али в сложное положение, когда тот вынужден был согласиться на третейский суд для разбора разногласий. Этим он настроил против себя благочестивых мусульман в собственной армии. Они стали покидать его, утверждая, что, согласившись на посредничество с Муавией, он нарушил слово Божье, Коран, в котором говорится: «И если бы два отряда из верующих сражались, то примирите их. Если же один будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха» (49:9). Так возникли хариджиты (от араб. «хаваридж» «вышедшие [из общины]»), образовавшие особую секту.Третейский суд объявил Али низложенным, что было подстроено сторонниками Муавии, которого и «избрали» халифом. Обе стороны стали готовиться к войне. Первый удар нанес Али, разгромив группу хариджитов, но последовавшая за этим кровавая резня оттолкнула от него многих верных приверженцев. Умелое правление и тонкая дипломатия Муавии завоевывали ему провинцию за провинцией, пока Али с самыми близкими сторонниками не оказался изолированным в своей столице Куфе. На 40 году хиджры (661), во время молитвы в мечети Али был смертельно ранен хариджитом и через два дня скончался. Али был глубоко религиозным человеком и поддерживал социальные и экономические реформы. Шииты (сторонники Али) считали, что он должен был с самого начала стать преемником пророка. Очень скоро после смерти его и его потомков стали почитать почти как пророков; наиболее рьяные из его сторонников даже утверждали, что Али и его потомки являются эманацией божества. |
|