Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Нашествие сельджуков и других тюркских племен. Вскоре целые племена полукочевых тюрок двинулись в Восточную Персию, где пасли овец на землях, непригодных для посевов. В 1038 сельджуки, одна из ветвей огузов, захватила Хорасан. К 1050 Сельджукиды господствовали также и над Центральной Персией. Аббасидский халиф, опасавшийся, что наместник Буидов отдаст Ирак Фатимидам, пригласил суннитов-сельджуков занять место шиитов-Буидов. К 1058 сельджукская княжна была замужем за халифом, а вождь сельджуков получил титул «султана Востока и Запада». Тюрки-сельджуки сами не имели письменности, но охотно перенимали культуру оседлого населения. Их визири-иранцы, возглавлявшие администрацию, были почти соправителями. Самым великим из них был Низам аль-Мульк (ум. 1092), осуществивший важную административную реформу сдачу государством земель в аренду не за денежную плату, а за воинскую службу. В отношениях с тюркскими племенами, пришедшими позже них на территорию халифата, Сельджукиды использовали и другой метод, направляя их к византийским границам. В 1071 армия тюрков прорвала укрепления на этих границах в сражении при Манцикерте, и тюркские племена хлынули на Анатолийское плато. В 1077 один из Сельджукидов пришел к власти в мусульманской Анатолии. Основанная им династия оставалась у власти до 1302. Султанат. Титул «султан» отражал новую политическую ситуацию, сложившуюся в халифате в 1113 вв. Халифа как преемника пророка продолжали считать единственным законным властителем, от которого должна исходить вся власть. Однако, получив такую власть, династия султанов, при условии, что она придерживалась шариата, могла править независимо и рассматривалась подданными как выражение воли Бога. Халиф стал символом мусульманского единства, считалось даже, что для поддержания почтения к личности халифа ему не следует принижать себя, решая политические вопросы. Духовное развитие. Эти политические, экономические, административные и этнические перемены сопровождались важнейшими переменами в сфере религии с одной стороны, выявилась тенденция к мистицизму как пути освобождения от произвола султанов, с другой стороны, правители усилили контроль над улемами.Улемы 10 и 11 вв. относились к мусульманским мистикам (суфиям) с подозрением, считая их вероотступниками. При Сельджукидах, которые благосклонно относились к суфиям, создалась благоприятная обстановка для примирения различных направлений мистицизма и правоверного ислама. Этому в первую очередь способствовали симпатии к суфизму духовного авторитета той эпохи Абу Хамида аль-Газали (10581111). Аль-Газали долгое время преподавал в медресе богословской школе, основанной Низамом аль-Мульком для подготовки улемов в духе ашаритской школы калама, рассматривавшемся при Сельджукидах как составная часть идеи возрождения правоверного ислама. Учреждение и поддержка новых медресе наряду с суфийскими центрами демонстрировало всему мусульманскому миру приверженность правителей правоверному исламу и идеалам общины. В то же время контроль за средствами духовных учреждений, назначениями в медресе и раздачей стипендий позволили государству сохранять контроль над улемами. Крестоносцы, Саладин и конец Фатимидского халифата. Движение исмаилитов раскололось в 1094. Причиной раскола был спор о наследовании власти между низаритами, или асассинами, проживавшими в горных крепостях в Иране и Сирии (потомком их имамов является Ага-Хан), и египетскими Фатимидами.Воспользовавшись постоянными смутами в Сирии, где к власти стремились Сельджукиды, Фатимиды и местные арабские вожди, крестоносцы сумели захватить значительную часть сирийского побережья Средиземного моря и Иерусалим (1099). К 1167 войска крестоносцев стояли у ворот Каира. Утратившие былую силу Фатимиды запросили помощи у суннитов, и сельджукский атабек из Сирии Нур-ад-Дин, прославившийся тем, что сумел сплотить сирийских мусульман против крестоносцев, направил в Каир военную миссию, в состав которой входил молодой курдский военачальник Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (Саладин), убежденный правоверный суннит. К 1169 Саладин занял пост визиря при Фатимидском дворе, и, когда последний халиф аль-Адид скончался в 1171, Саладин вернул Египет без всякого насилия в лоно суннизма и под власть Аббасидов. Став султаном Египта, Саладин захватил мусульманскую Сирию, как только умер (1174) его бывший господин Нур-ад-Дин. После этого он мог исполнить заветную мечту мусульман и изгнать крестоносцев из Сирии. 4 июля 1187 он разгромил их войска в сражении близ Галилейского моря, взяв в плен короля Иерусалима. 2 октября Иерусалим пал, и силы крестоносцев оказались запертыми в нескольких прибрежных городах. Во время 3-го крестового похода (11891192), во главе которого стояли Ричард Львиное Сердце, Филипп Август Французский и германский император Фридрих Барбаросса, крестоносцы заняли Кипр, вернули Акку и предотвратили полное изгнание крестоносцев, но так и остались прикованными к узкой прибрежной полосе, которую утратили в 1291. |
|