Вывести на печать

Нашествие сельджуков и других тюркских племен. Вскоре целые племена полукочевых тюрок двинулись в Восточную Персию, где пасли овец на землях, непригодных для посевов. В 1038 сельджуки, одна из ветвей огузов, захватила Хорасан. К 1050 Сельджукиды господствовали также и над Центральной Персией. Аббасидский халиф, опасавшийся, что наместник Буидов отдаст Ирак Фатимидам, пригласил суннитов-сельджуков занять место шиитов-Буидов. К 1058 сельджукская княжна была замужем за халифом, а вождь сельджуков получил титул «султана Востока и Запада».

Тюрки-сельджуки сами не имели письменности, но охотно перенимали культуру оседлого населения. Их визири-иранцы, возглавлявшие администрацию, были почти соправителями. Самым великим из них был Низам аль-Мульк (ум. 1092), осуществивший важную административную реформу – сдачу государством земель в аренду не за денежную плату, а за воинскую службу.

В отношениях с тюркскими племенами, пришедшими позже них на территорию халифата, Сельджукиды использовали и другой метод, направляя их к византийским границам. В 1071 армия тюрков прорвала укрепления на этих границах в сражении при Манцикерте, и тюркские племена хлынули на Анатолийское плато. В 1077 один из Сельджукидов пришел к власти в мусульманской Анатолии. Основанная им династия оставалась у власти до 1302.

Султанат. Титул «султан» отражал новую политическую ситуацию, сложившуюся в халифате в 11–13 вв. Халифа как преемника пророка продолжали считать единственным законным властителем, от которого должна исходить вся власть. Однако, получив такую власть, династия султанов, при условии, что она придерживалась шариата, могла править независимо и рассматривалась подданными как выражение воли Бога. Халиф стал символом мусульманского единства, считалось даже, что для поддержания почтения к личности халифа ему не следует принижать себя, решая политические вопросы.

Духовное развитие. Эти политические, экономические, административные и этнические перемены сопровождались важнейшими переменами в сфере религии – с одной стороны, выявилась тенденция к мистицизму как пути освобождения от произвола султанов, с другой стороны, правители усилили контроль над улемами.

Улемы 10 и 11 вв. относились к мусульманским мистикам (суфиям) с подозрением, считая их вероотступниками. При Сельджукидах, которые благосклонно относились к суфиям, создалась благоприятная обстановка для примирения различных направлений мистицизма и правоверного ислама. Этому в первую очередь способствовали симпатии к суфизму духовного авторитета той эпохи Абу Хамида аль-Газали (1058–1111).

Аль-Газали долгое время преподавал в медресе – богословской школе, основанной Низамом аль-Мульком для подготовки улемов в духе ашаритской школы калама, рассматривавшемся при Сельджукидах как составная часть идеи возрождения правоверного ислама. Учреждение и поддержка новых медресе наряду с суфийскими центрами демонстрировало всему мусульманскому миру приверженность правителей правоверному исламу и идеалам общины. В то же время контроль за средствами духовных учреждений, назначениями в медресе и раздачей стипендий позволили государству сохранять контроль над улемами.

Крестоносцы, Саладин и конец Фатимидского халифата. Движение исмаилитов раскололось в 1094. Причиной раскола был спор о наследовании власти между низаритами, или асассинами, проживавшими в горных крепостях в Иране и Сирии (потомком их имамов является Ага-Хан), и египетскими Фатимидами.

Воспользовавшись постоянными смутами в Сирии, где к власти стремились Сельджукиды, Фатимиды и местные арабские вожди, крестоносцы сумели захватить значительную часть сирийского побережья Средиземного моря и Иерусалим (1099). К 1167 войска крестоносцев стояли у ворот Каира. Утратившие былую силу Фатимиды запросили помощи у суннитов, и сельджукский атабек из Сирии Нур-ад-Дин, прославившийся тем, что сумел сплотить сирийских мусульман против крестоносцев, направил в Каир военную миссию, в состав которой входил молодой курдский военачальник Салах ад-Дин Юсуф Ибн Айюб (Саладин), убежденный правоверный суннит. К 1169 Саладин занял пост визиря при Фатимидском дворе, и, когда последний халиф аль-Адид скончался в 1171, Саладин вернул Египет без всякого насилия в лоно суннизма и под власть Аббасидов.

Став султаном Египта, Саладин захватил мусульманскую Сирию, как только умер (1174) его бывший господин Нур-ад-Дин. После этого он мог исполнить заветную мечту мусульман и изгнать крестоносцев из Сирии. 4 июля 1187 он разгромил их войска в сражении близ Галилейского моря, взяв в плен короля Иерусалима. 2 октября Иерусалим пал, и силы крестоносцев оказались запертыми в нескольких прибрежных городах.

Во время 3-го крестового похода (1189–1192), во главе которого стояли Ричард Львиное Сердце, Филипп Август Французский и германский император Фридрих Барбаросса, крестоносцы заняли Кипр, вернули Акку и предотвратили полное изгнание крестоносцев, но так и остались прикованными к узкой прибрежной полосе, которую утратили в 1291.

назад   дальше



МУСУЛЬМАНЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА
Период пророчества
ПЕРВЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ
Абу Бакр (правил в 632–634) и войны с вероотступниками
Начало арабских завоеваний
ПЕРВЫЕ ХАЛИФЫ
Омар (правил в 634–644) и нововведения в управлении
Осман (правил в 644–656)
Али (правил в 656–661)
ДИНАСТИЯ ОМЕЙЯДОВ (661–750)
Муавия (правил в 661–680)
Язид (правил в 680–683)
Убийство Хусейна
Экспансия при Омейядах
Борьба с Византией
Завоевания в Средней Азии
Проникновение в Индию
Движение на Запад в Африке и сопротивление берберов
Экспансия в Европе
Духовное развитие халифата при Омейядах
Аббасидское движение
АББАСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ (750–1258)
Религия при Аббасидах
Эллинистические влияния
Мамлюкская стража и упадок влияния и власти аббасидских халифов (836–892)
Приграничные и полунезависимые династии и распад халифата в середине 9 в
Восстановление власти Аббасидов
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР В 10 В
Антиаббасидское восстание в Северной Африке и Фатимидский халифат (909–1171)
Современники Фатимидов: Буиды в аббасидском Иране (945–1055)
Саманиды (875–999)
Омейядский халифат в Испании
ИСЛАМСКИЙ МИР В XI–XVIII ВВ
Политические события
Вторжения Газневидов в Индию
Падение Саманидов
Нашествие сельджуков и других тюркских племен
Султанат
Духовное развитие
Крестоносцы, Саладин и конец Фатимидского халифата
Западные мусульманские земли в 11–13 вв
Альморавиды
Альмохады
МОНГОЛЬСКИЕ НАШЕСТВИЯ
Монгольское нашествие
Монгольские нашествия после Чингисхана
Хулагу и Ильханская династия в Персии и Ираке
ИСЛАМ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ
Обращение монголов в ислам
Мамлюки (1250–1517) и сопротивление монголам
Бейбарс
Рост религиозной нетерпимости
Тамерлан
Персидская культура при преемниках Тамерлана
Османы (ок. 1300–1924)
Османское господство
Османская экспансия 16 в
Иран: Сефевиды и Каджары
Шах Исмаил
Аббас (правил в 1587–1629) и его преемники
Арабский Запад в 13–17 вв
Закат империи Альмохадов
Пост-альмохадские государства в Магрибе
Ислам в Индии
Делийский султанат (1204–1526)
Династия Моголов (1526–1857)
Ислам в Юго-Восточной Азии
Ислам в Африке
ИСЛАМСКИЙ МИР И СОВРЕМЕННОСТЬ
Мусульмане в современном мире
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
27/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!