Вывести на печать

Восстановление власти Аббасидов. С большим трудом Аббасиды смогли освободиться от произвола собственной тюркской гвардии и вернуться в Багдад (892); однако авторитет халифов был сильно поколеблен. Будучи формально властителями всей империи, они фактически управляли территорией, которая лишь слегка выходила за границы Центрального Ирака. Постепенно они подавили сопротивление противников в разных уголках империи и к началу 10 в., казалось, были близки к тому, чтобы восстановить халифат и вернуть великолепие его лучших дней.

МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР В 10 В.

Население империи серьезно пострадало в период бессилия халифов. Возрождение их власти, связанное с новыми тяжкими налогами, никак не могло способствовать повышению уровня жизни населения. Двор превратился в арену сведения счетов и закулисных интриг, в которых погрязли халифские чиновники (катибы). При халифе аль-Муктадире (правил в 908–932) Аббасиды так и не установили справедливого правления и не следовали истинным предписаниям. Их несостоятельность в это время уже была очевидной. Поскольку они считали себя суннитами, оппозиционно настроенное население все чаще обращалось к шиизму. Повсюду говорили о махди, боговдохновенном имаме, происходившем по прямой линии от Али и Фатимы, который явится, чтобы «наполнить землю справедливостью и равенством так же, как сейчас она наполнена несправедливостью и угнетением».

Антиаббасидское восстание в Северной Африке и Фатимидский халифат (909–1171). Исмаилиты-семеричники, сторонники одной из ветвей шиизма, чьи имамы прослеживают свое происхождение от Али и Фатимы через имама Исмаила, не признанного другими шиитскими движениями, развернули активную деятельность в Северной Африке.

В марте 909 тайный агент исмаилитов Абу Абдаллах аш-Шии, имевший связи с берберами из племени кутама, поднял мятеж в Ифрикийе (совр. Тунис). Племя захватило Кайруан, прогнало последнего аглабидского эмира и посадило на трон имама Убайдаллаха Махди, провозгласив его истинным халифом и долгожданным избавителем. Из построенной в 920 столицы – Махдии в Тунисе – исмаилитские войска совершали походы на восток и в 969 после нескольких неудачных попыток овладели Египтом. Построив новую столицу, Каир, исмаилиты, или, как они себя называли, Фатимиды, правили там до 1171.

Во второй половине 10 в. и первой половине 11 в. Фатимиды занимали ведущее положение в общине. Их тайная пропаганда пользовалась успехом, особенно среди ремесленников больших городов. Их идеи опирались на новую интерпретацию ислама, вобравшую достижения поздней эллинистической науки и метафизики. Фатимидские халифы требовали для себя еще больших почестей, чем Аббасиды, и считались их последователями, боговдохновенными и непогрешимыми. Один из них, аль-Хаким би-Амри-ллах (правил в 996–1021), даже объявил себя воплощением Божества, и ему по сей день поклоняются друзы в Ливане и Сирии, превратившиеся в этноконфессиональную мусульманскую секту.

(93.28 Кб)

Современники Фатимидов: Буиды в аббасидском Иране (945–1055). Стремление Фатимидов к продвижению на восток столкнуло их не с суннитами, а с другими шиитскими правителями. В 945 Буиды из традиционно шиитской горной провинции Дейлем, расположенной недалеко от побережья Каспийского моря, захватили большую часть Ирана и Ирака. Они вынудили Аббасидов пожаловать им титул «повелителя повелителей» (амир аль-умара). Буиды вспомнили также о сасанидском титуле шахиншаха, царя царей. Возможно, они принадлежали к главенствующему в шиизме направлению имамитов (двенадцатеричников), считавших, что двенадцатый и последний имам, таинственно скрывшийся в 9 в., и будет долгожданным махди. Буидам было выгодно поддерживать положение, при котором они могли противопоставить претензиям Фатимидов на халифат возможность держать в своих руках аббасидского халифа и, пока он пребывал в состоянии «почетного плена», удерживать власть в пределах своей семьи.

В Северной Сирии арабские племена, обратившиеся к шиизму, за время упадка правления Аббасидов укрепили свои позиции. Древний город Алеппо и район Мосула (в Северном Ираке) находились в руках арабской семьи Хамдани.

назад   дальше



МУСУЛЬМАНЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА
Период пророчества
ПЕРВЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ
Абу Бакр (правил в 632–634) и войны с вероотступниками
Начало арабских завоеваний
ПЕРВЫЕ ХАЛИФЫ
Омар (правил в 634–644) и нововведения в управлении
Осман (правил в 644–656)
Али (правил в 656–661)
ДИНАСТИЯ ОМЕЙЯДОВ (661–750)
Муавия (правил в 661–680)
Язид (правил в 680–683)
Убийство Хусейна
Экспансия при Омейядах
Борьба с Византией
Завоевания в Средней Азии
Проникновение в Индию
Движение на Запад в Африке и сопротивление берберов
Экспансия в Европе
Духовное развитие халифата при Омейядах
Аббасидское движение
АББАСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ (750–1258)
Религия при Аббасидах
Эллинистические влияния
Мамлюкская стража и упадок влияния и власти аббасидских халифов (836–892)
Приграничные и полунезависимые династии и распад халифата в середине 9 в
Восстановление власти Аббасидов
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР В 10 В
Антиаббасидское восстание в Северной Африке и Фатимидский халифат (909–1171)
Современники Фатимидов: Буиды в аббасидском Иране (945–1055)
Саманиды (875–999)
Омейядский халифат в Испании
ИСЛАМСКИЙ МИР В XI–XVIII ВВ
Политические события
Вторжения Газневидов в Индию
Падение Саманидов
Нашествие сельджуков и других тюркских племен
Султанат
Духовное развитие
Крестоносцы, Саладин и конец Фатимидского халифата
Западные мусульманские земли в 11–13 вв
Альморавиды
Альмохады
МОНГОЛЬСКИЕ НАШЕСТВИЯ
Монгольское нашествие
Монгольские нашествия после Чингисхана
Хулагу и Ильханская династия в Персии и Ираке
ИСЛАМ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ
Обращение монголов в ислам
Мамлюки (1250–1517) и сопротивление монголам
Бейбарс
Рост религиозной нетерпимости
Тамерлан
Персидская культура при преемниках Тамерлана
Османы (ок. 1300–1924)
Османское господство
Османская экспансия 16 в
Иран: Сефевиды и Каджары
Шах Исмаил
Аббас (правил в 1587–1629) и его преемники
Арабский Запад в 13–17 вв
Закат империи Альмохадов
Пост-альмохадские государства в Магрибе
Ислам в Индии
Делийский султанат (1204–1526)
Династия Моголов (1526–1857)
Ислам в Юго-Восточной Азии
Ислам в Африке
ИСЛАМСКИЙ МИР И СОВРЕМЕННОСТЬ
Мусульмане в современном мире
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
27/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!