Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Пост-альмохадские государства в Магрибе. Берберские династии преемники Альмохадской империи: Насриды, Мериниды, Абдельвадиды и Хафсиды продолжали править, но союз Арагона и Кастилии стал угрожать позициям Насридов в Испании. Последние султаны Гранады необдуманно нарушили договор и напали на территорию Кастилии. В 1492 Фердинанд захватил Гранаду и разгромил эмират Насридов. Потомки Фердинанда и Изабеллы, опасаясь интриг Меринидов, выслали в Северную Африку всех испанских мусульман, где многие из них, лишившись средств к существованию, присоединились к корсарам и жили грабежом судов. Из оставшихся династий Мериниды были наиболее заметной политической силой, а Абдельвадиды из Тлемсена играли роль буфера между ними и Хафсидами. Сами Мериниды постоянно испытывали нажим со стороны испанцев и португальцев. В середине 16 в. арабская династия шарифов (потомков пророка) Саадидов взяла власть в свои руки на большей части территории Марокко. К 1669 Саадидов сменила правящая поныне в Марокко шерифская династия Алауитов. Ослабевшие государства Абдельвадидов и Хафсидов к 1550 перешли под власть Османов, что спасло их от подчинения Испании. Ислам в Индии. Делийский султанат (12041526). Газневидов в Индии сменили в 1186 их бывшие вассалы афганские Гуриды, начавшие новую волну завоеваний в Центральной Индии. В 1193 были покоренены Дели и почти вся долина Ганга. В 1206 султана Мухаммеда Гури сменил на престоле бывший раб Кутб-ад-Дин Айбак, ставший первым султаном Дели и основателем династии (12061290).В то время мусульмане правили Индией, составляя привилегированное военное сословие. Часто местные индийские князья оставались у власти в качестве их вассалов, а мусульманское войско пополнялось новобранцами из Афганистана и Средней Азии. Когда враждебные мусульманам монголы перекрыли этот важный канал набора войск, власть делийских султанов ослабела. Тем не менее Делийский султанат к 1340 распространил свое господство практически на всю Индию. Вскоре военные авантюристы стали основывать отдельные султанаты, и в 1398 распад индийской мусульманской державы ускорило нападение Тамерлана, который разгромил и разграбил Делийский султанат. К 1451 этот султанат превратился в сравнительно небольшое княжество. Династия Моголов (15261857). В 1526 Дели завоевал праправнук Тамерлана Бабур, или Бабер («Тигр»), ставший первым могольским падишахом Индустана. Первые шесть императоров этой династии были выдающимися личностями, расширявшими свои владения за счет индусских государств и мусульманских царств. В годы правления шестого из них, Аурангзеба (ум. 1707), приложившего много сил к дальнейшему расширению империи, она начала постепенно распадаться.Ислам в Индии испытывал сильное влияние иранских суфиев, мистицизм которых был созвучен представлениям индийцев. Его проповедовали тысячи суфийских святых и учителей. Множество индусов приняли ислам часто это были представители низших каст. В 16 в. в Индии создалась обстановка, при которой мог получить развитие религиозный синкретизм. Могольский император Акбар (годы правления 15561605) пытался даже ввести новую религию, которая бы впитала истины и индуизма и ислама. Аналогичный сплав традиций мы видим в архитектуре, искусстве, литературе и музыке того времени. Несмотря на бескомпромиссное следование суннизму Аурангзеба (императора с 1658 по 1707), или вследствие этой бескопромиссности (до сих пор по этому поводу в востоковедческой науке ведутся споры), мусульманская держава в Индии оказалась непрочной. В 18 в. Индия стала подпадать под власть англичан. Последний из Моголов был изгнан англичанами в 1857. Ислам в Юго-Восточной Азии. Завоевание западного побережья Индии мусульманами позволило им воспользоваться морскими путями между Индией и Дальним Востоком. К 1100 купцы-мусульмане основали торговые фактории в районе проливов между Малайей и Индонезией для торговли пряностями. Тем же путем сюда много раньше проник индуизм, распространившийся среди населявших этот регион народов. В 1290 Марко Поло нашел на северной оконечности о.Суматры в Пасе маленькое мусульманское княжество. В 1345 марокканский путешественник Ибн Баттута обнаружил, что оно превратилось в процветающий султанат, который вел торговлю и войны, а к 1550 мусульманской стала почти вся Суматра.Экспансия ислама на о.Ява натолкнулась на организованное сопротивление индусских государств. Однако ислам пришел сюда из Индии и уже имел определенный опыт контактов с представителями индуизма. Соответственно, сторонники традиционного ислама в Индонезии отдавали предпочтение суфизму, не замыкались в себе и приспосабливались к местным духовно-культурным условиям. В начале 16 в. на Яве образовался ряд мусульманских государств, завоевавших независимость от индийского царства Маджапахит. Вокруг портов, через которые на островах велась торговля пряностями, росли небольшие торговые государства, в которых правили мусульманские правители. Около 1520 было обращено в ислам Северо-Западное Борнео, и оттуда ислам распространился в Южные Филиппины. Принимая ислам, эти области сохраняли свои культурные традиции. Особенно это касается Индонезии, наиболее многочисленной по населению мусульманской страны региона. В конце 16 и начале 17 в. потеснившие португальцев голландцы захватили господство над Индонезией. Европейское колониальное управление ускорило процесс исламизации, отчасти из-за того, что наиболее стойкое сопротивление колонизаторам организовывали именно мусульмане. В 18 в. благодаря контактам с Меккой и арабским исламом в Индонезию проникли реформаторские суннитские движения. Для современного индонезийского ислама характерны трения между последователями местной мусульманской традиции и более поздним фундаменталистским направлением в исламе. |
|