Вывести на печать

Аббасидское движение. Вооруженное восстание, которое положило конец династии Омейядов, возглавили потомки Аббаса, дяди пророка. Представители этого могущественного клана умело использовали религиозное недовольство, кровную вражду между племенами и раздоры среди Омейядов по вопросу о наследовании. Оставаясь в тени, Аббасиды вели тайную политическую и религиозную пропаганду, призывая выбрать «имама из дома пророка» и обещая восстановление справедливости и подлинное равноправие для всех мусульман.

Наибольшего успеха они добились среди воинственных жителей Хорасана в восточном Иране. Здесь их движение возглавил приверженец Аббасидов Абу Муслим – опытный политик и полководец, который использовал древнеперсидские социальные и религиозные идеи зороастризма, все еще бытовавшие в этой провинции. Через некоторое время Абу Муслим вышел из подполья и возглавил хорасанские повстанческие силы. К ним присоединились шииты и часть южноаравийских племен арабской армии. Повстанческие отряды одерживали победу за победой. В августе 750 в Египте был убит последний омейядский халиф, Мерван II. Уже в ходе восстания Аббасиды предъявили свои права на халифат, что вызвало сильное разочарование шиитов, которые до последнего момента не теряли надежды, что правителем станет потомок Али.

Первые аббасидские халифы закрепили достигнутую победу, безжалостно истребив мужчин из династии Омейядов и всех подозревавшихся в симпатии к этой династии, включая Абу Муслима. Одному из наследников Омейядов – Абд ар-Рахману ад-Дахилю удалось бежать в мусульманскую Испанию, где он нашел сторонников среди арабских и берберских племен и в 756 основал независимое государство со столицей в Кордове. Преданные Омейядам мусульмане эмигрировали в Испанию, и с этого времени исламская цивилизация в этой стране развивалась отдельно от империи Аббасидов. За пределами господства Аббасидов остались также Марокко и Западный Алжир. Там берберские племена охотно принимали ислам, но не признавали власть арабов. Многие из них приняли веру хариджитов, и этот район оставался благодатной почвой нетрадиционных форм ислама.

(43.10 Кб)

АББАСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ (750–1258)

Победа Аббасидов ознаменовала окончательный переход от арабского мусульманского государства к обширной мусульманской империи, населенной десятками народов. Арабский язык оставался языком религии и администрации, продолжая вытеснять местные языки, властвующая династия имела арабское происхождение; однако процесс смешения арабов с местным населением шел все быстрее во всех районах, где не преобладал кочевой образ жизни. Арабы утратили контроль над армией; первые Аббасиды полагались на хорасанские войска для того, чтобы удержать власть. В 762 халиф аль-Мансур построил новую столицу, Багдад, на реке Тигр, неподалеку от старой персидской столицы, Ктесифона. Аббасиды переняли у персов порядки придворной жизни и администрации, в частности сложный дворцовый церемониал и многочисленный двор, в котором шла подспудная борьба за власть. Халиф редко появлялся на публике, но каждый его выход обставлялся с необыкновенной пышностью. Правил он через главного министра, или визиря (вазира), должность которого существовала в Иране до арабского завоевания. Самыми известными визирями были члены могущественной иранской семьи Бармакидов, которые управляли империей примерно с 752 по 803.

В связи с усвоением персидской традиции монархического правления и связанной с ней политической практики выдвинулся своеобразный новый тип бюрократии – катибы (араб. «катиб» – «писец», «каллиграф»). Их прототипом послужили дабиры – писцы в империи Сасанидов.

О великолепии придворной жизни Аббасидов больше всего напоминают годы правления наиболее выдающегося халифа этой династии, Харуна ар-Рашида (786–809), известного во всем мире благодаря сказкам Тысячи и одной ночи.

Религия при Аббасидах. Аббасиды, будучи имамами, или духовными вождями мусульманской общины, покровительствовали прослойке интеллектуалов-богословов. Религиозные лидеры осознавали как усилившееся в халифате 8–9 вв. влияние персидской культуры, так и навязчивый патронаж со стороны двора, угрожавший их духовной независимости. Тем не менее в целом первые годы правления Аббасидов прошли под знаком торжества суннитского ислама. В личной жизни Аббасиды мало чем отличались от Омейядов, но в обществе являли собой образцы благочестия. Они преследовали политических противников как вероотступников, а свои политические действия согласовывали с официально принятой версией суннитского традиционного вероучения.

При Аль-Мамуне, сыне Харуна ар-Рашида (правил в 813–833) мирное сосуществование между религиозными авторитетами и политическими властями едва не перешло в состояние войны. Аль-Мамун попытался превратить рационалистическую теологию мутазилитов в официальное вероучение империи. Доктрины мутазилитов содержали утверждение о сотворенности Корана. Этот тезис противоречил преобладающей точке зрения на Коран как на несотворенный атрибут Бога. Религиозные лидеры-традиционалисты успешно выступили против этой идеи, напомнив халифу, что халиф призван возглавлять верующих и защищать веру, но не определять ее положения. Хотя в исламе отсутствуют церковь и институт священства, тем не менее улемы, или ученые-теологи, приобретали в халифате все большую религиозную и светскую власть.

назад   дальше



МУСУЛЬМАНЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА
Период пророчества
ПЕРВЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ
Абу Бакр (правил в 632–634) и войны с вероотступниками
Начало арабских завоеваний
ПЕРВЫЕ ХАЛИФЫ
Омар (правил в 634–644) и нововведения в управлении
Осман (правил в 644–656)
Али (правил в 656–661)
ДИНАСТИЯ ОМЕЙЯДОВ (661–750)
Муавия (правил в 661–680)
Язид (правил в 680–683)
Убийство Хусейна
Экспансия при Омейядах
Борьба с Византией
Завоевания в Средней Азии
Проникновение в Индию
Движение на Запад в Африке и сопротивление берберов
Экспансия в Европе
Духовное развитие халифата при Омейядах
Аббасидское движение
АББАСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ (750–1258)
Религия при Аббасидах
Эллинистические влияния
Мамлюкская стража и упадок влияния и власти аббасидских халифов (836–892)
Приграничные и полунезависимые династии и распад халифата в середине 9 в
Восстановление власти Аббасидов
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР В 10 В
Антиаббасидское восстание в Северной Африке и Фатимидский халифат (909–1171)
Современники Фатимидов: Буиды в аббасидском Иране (945–1055)
Саманиды (875–999)
Омейядский халифат в Испании
ИСЛАМСКИЙ МИР В XI–XVIII ВВ
Политические события
Вторжения Газневидов в Индию
Падение Саманидов
Нашествие сельджуков и других тюркских племен
Султанат
Духовное развитие
Крестоносцы, Саладин и конец Фатимидского халифата
Западные мусульманские земли в 11–13 вв
Альморавиды
Альмохады
МОНГОЛЬСКИЕ НАШЕСТВИЯ
Монгольское нашествие
Монгольские нашествия после Чингисхана
Хулагу и Ильханская династия в Персии и Ираке
ИСЛАМ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ
Обращение монголов в ислам
Мамлюки (1250–1517) и сопротивление монголам
Бейбарс
Рост религиозной нетерпимости
Тамерлан
Персидская культура при преемниках Тамерлана
Османы (ок. 1300–1924)
Османское господство
Османская экспансия 16 в
Иран: Сефевиды и Каджары
Шах Исмаил
Аббас (правил в 1587–1629) и его преемники
Арабский Запад в 13–17 вв
Закат империи Альмохадов
Пост-альмохадские государства в Магрибе
Ислам в Индии
Делийский султанат (1204–1526)
Династия Моголов (1526–1857)
Ислам в Юго-Восточной Азии
Ислам в Африке
ИСЛАМСКИЙ МИР И СОВРЕМЕННОСТЬ
Мусульмане в современном мире
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
27/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!