Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Аббасидское движение. Вооруженное восстание, которое положило конец династии Омейядов, возглавили потомки Аббаса, дяди пророка. Представители этого могущественного клана умело использовали религиозное недовольство, кровную вражду между племенами и раздоры среди Омейядов по вопросу о наследовании. Оставаясь в тени, Аббасиды вели тайную политическую и религиозную пропаганду, призывая выбрать «имама из дома пророка» и обещая восстановление справедливости и подлинное равноправие для всех мусульман. Наибольшего успеха они добились среди воинственных жителей Хорасана в восточном Иране. Здесь их движение возглавил приверженец Аббасидов Абу Муслим опытный политик и полководец, который использовал древнеперсидские социальные и религиозные идеи зороастризма, все еще бытовавшие в этой провинции. Через некоторое время Абу Муслим вышел из подполья и возглавил хорасанские повстанческие силы. К ним присоединились шииты и часть южноаравийских племен арабской армии. Повстанческие отряды одерживали победу за победой. В августе 750 в Египте был убит последний омейядский халиф, Мерван II. Уже в ходе восстания Аббасиды предъявили свои права на халифат, что вызвало сильное разочарование шиитов, которые до последнего момента не теряли надежды, что правителем станет потомок Али.Первые аббасидские халифы закрепили достигнутую победу, безжалостно истребив мужчин из династии Омейядов и всех подозревавшихся в симпатии к этой династии, включая Абу Муслима. Одному из наследников Омейядов Абд ар-Рахману ад-Дахилю удалось бежать в мусульманскую Испанию, где он нашел сторонников среди арабских и берберских племен и в 756 основал независимое государство со столицей в Кордове. Преданные Омейядам мусульмане эмигрировали в Испанию, и с этого времени исламская цивилизация в этой стране развивалась отдельно от империи Аббасидов. За пределами господства Аббасидов остались также Марокко и Западный Алжир. Там берберские племена охотно принимали ислам, но не признавали власть арабов. Многие из них приняли веру хариджитов, и этот район оставался благодатной почвой нетрадиционных форм ислама. (43.10 Кб)В связи с усвоением персидской традиции монархического правления и связанной с ней политической практики выдвинулся своеобразный новый тип бюрократии катибы (араб. «катиб» «писец», «каллиграф»). Их прототипом послужили дабиры писцы в империи Сасанидов. О великолепии придворной жизни Аббасидов больше всего напоминают годы правления наиболее выдающегося халифа этой династии, Харуна ар-Рашида (786809), известного во всем мире благодаря сказкам Тысячи и одной ночи. Религия при Аббасидах. Аббасиды, будучи имамами, или духовными вождями мусульманской общины, покровительствовали прослойке интеллектуалов-богословов. Религиозные лидеры осознавали как усилившееся в халифате 89 вв. влияние персидской культуры, так и навязчивый патронаж со стороны двора, угрожавший их духовной независимости. Тем не менее в целом первые годы правления Аббасидов прошли под знаком торжества суннитского ислама. В личной жизни Аббасиды мало чем отличались от Омейядов, но в обществе являли собой образцы благочестия. Они преследовали политических противников как вероотступников, а свои политические действия согласовывали с официально принятой версией суннитского традиционного вероучения.При Аль-Мамуне, сыне Харуна ар-Рашида (правил в 813833) мирное сосуществование между религиозными авторитетами и политическими властями едва не перешло в состояние войны. Аль-Мамун попытался превратить рационалистическую теологию мутазилитов в официальное вероучение империи. Доктрины мутазилитов содержали утверждение о сотворенности Корана. Этот тезис противоречил преобладающей точке зрения на Коран как на несотворенный атрибут Бога. Религиозные лидеры-традиционалисты успешно выступили против этой идеи, напомнив халифу, что халиф призван возглавлять верующих и защищать веру, но не определять ее положения. Хотя в исламе отсутствуют церковь и институт священства, тем не менее улемы, или ученые-теологи, приобретали в халифате все большую религиозную и светскую власть. |
|