Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Завоевания в Средней Азии. В 700715 наместники Омейядов завоевали восточный Иран и Мавераннахр, междуречье Амударьи и Сырдарьи. В Мавераннахре, как и в Афганистане мусульмане застали цветущие буддийские центры и разрушили их. Арабские гарнизоны были размещены в Бухаре и Самарканде, и эти города со временем стали среднеазиатскими центрами ислама. Переправившись через Сырдарью, мусульманские армии углубились на территорию княжеств, которые до этого были данниками Танской империи. Однако Китай не был готов расправиться с арабами и только подогревал мятежные выступления местных племен. Мусульмане столкнулись с трудностями и на уже покоренных территориях. В 728 в Самарканде вспыхнуло всеобщее антиарабское восстание, и арабам пришлось на десять лет уйти с этих земель. Кульминацией борьбы за власть в Средней Азии между местными князьями, которых поддерживали китайские и арабские войска, стали события июля 751, когда мусульманская армия при поддержке тюрков-карлуков нанесла поражение армии китайцев у р.Талас. В плен попали тысячи китайцев. Это сражение было одним из самых важных для истории Средней Азии. Прошло два столетия, и вся эта громадная территория стала ареалом распространения ислама. Китай был слишком занят своими внутренними проблемами, чтобы вновь сразиться с мусульманскими войсками. Проникновение в Индию. В Южной Азии арабы вторглись в Синд, южную часть долины и дельту Инда, и подчинили его в 710, так что, несмотря на то что в Индии ислам распространялся медленно, он очень рано завоевал для себя точку опоры в данном регионе. Движение на Запад в Африке и сопротивление берберов. В Северной Африке новые волны мусульман устремились на запад. В 670 одним из полководцев Муавии, Укбой ибн Нафи, в Тунисе был основан Кайруан в качестве базы для дальнейшей арабской экспансии. К 675 берберские племена были покорены до самого Марокко на западе. В 681 последовала ответная реакция берберов. Кусайла (Косейла), вождь могущественного берберского племени ауреба, прежде христианин, принял ислам шестью годами ранее. Он напал на Укбу и убил его, занял Кайруан (683686) и властвовал с помощью византийцев, которые оккупировали прибрежные города.Хотя арабы восстановили свое господство, они встретились с новой оппозицией в лице группы берберских племен, возглавляемой вождем-женщиной Кахиной, объявившей себя пророчицей. Эта племенная группа при поддержке византийцев вновь отбросила арабов назад, но к концу 7 в. была разгромлена. Сопротивлению берберов мешало отсутствие единства между племенами: одни были язычниками, другие христианами-донатистами, третьи, вроде Кахины, ранее придерживались иудаизма. Берберы находили новую религию близкой по духу, хотя и не в ее суннитских формах. В 720 и 740 они вновь поднимали восстания. Экспансия в Европе. После завоевания королевства вестготов в Испании в правление Валида Ибн Абд аль-Малика (годы правления 705715) арабо-мусульманская империя достигла своих максимальных размеров. В 711 армия исламизированных берберов под командованием Тарика, вольноотпущенника Мусы ибн Нусайра, мусульманского наместника в Кайруане, переправилась через пролив Гибралтар (искаженное Джабаль ат-Тарик, «Гора Тарика»). Воспользовавшись борьбой за вестготский трон, они разбили войска короля Родерика. Сторонники прежнего короля, Витиза, которого сверг Родерик, покинули его; сам Родерик был убит, и королевство вестготов в результате одного сражения рухнуло.Евреи помогли мусульманам взять укрепленные города Испании, открыв им городские ворота в Кордове и Толедо, поскольку предпочли терпимость мусульман жестокости вестготов. Вскоре сын Витиза вместе с горсткой знати основал в Астурии небольшое княжество, центр последующей семисотлетней Реконкисты отвоевания Испании у мусульман. В 732, в столетнюю годовщину смерти пророка Мухаммеда, арабская армия была отброшена назад франкской армией во главе с Карлом Мартеллом, разгромившей войска мусульман в битве между Туром и Пуатье. Эта битва остановила арабскую военную экспансию на Запад. Духовное развитие халифата при Омейядах. В начале арабских завоеваний слова «арабский» и «мусульманский» были почти синонимами. Завоевания явились в первом веке ислама движением одной народности, говорящей на сходных диалектах, и мусульмане испытывали немалый соблазн считать себя избранным народом. Новообращенных поначалу принимали очень неохотно, и им еще предстояло быть принятыми в какое-нибудь арабское племя. Однако обращение в ислам давало человеку важные политические и финансовые преимущества. Первое исламское столетие было наполнено религиозными и политическими волнениями и племенными стычками, которые вспыхивали из-за трудностей приспособления примитивной патриархальной и племенной политической системы к потребностям обширной и пестрой империи, а также тем, что Омейяды не сумели объединить религиозные идеалы исламской общины. Одним из самых жгучих был вопрос, должны ли новообращенные иметь равные права с арабами. Выступавшие против Омейядов хариджиты и шииты первыми высказались за равноправие новообращенных, невзирая на происхождение. Благочестивый омейядский халиф Омар Ибн Абд аль-Азиз (правил в 717720) настаивал на равном обращении со всеми верующими, но его преемники вернулись к старым дискриминационным порядкам, что не пошло на пользу репутации династии среди народов, населявших халифат.Новообращенные принимали ислам в его самой общей интерпретации и даже пытались усовершенствовать его учение и практику. Омар Ибн Абд аль-Азиз поддерживал тесную связь с религиозным кружком в Басре, члены которого, в основном неарабского происхождения, находились под влиянием известного богослова и мистика Хасана аль-Басри (642728). Отчасти протестуя против появившейся при Омейядах тенденции к роскоши и материальному благополучию, басрийские мусульмане вели аскетический образ жизни и носили одежду, сотканную из грубой шерсти. Они не только собирали рассказы о пророке и его высказывания (хадисы), интерпретируя их как указания на то, как вести праведную жизнь, но пытались выводить из этих примеров простые житейские правила. Ряд представителей этого кружка, по-видимому, брали за образец некоторые аспекты учения сирийских христиан-мистиков и аскетов. В прекрасных изречениях и стихотворных произведениях Рабийи аль-Адавия, праведной женщины из Басры, мы находим во всем цвете стержневые учения мусульманского мистицизма понятия о том, что душа была отделена от Бога и стремится вернуться к нему, что Бог как сама красота и добродетель достоин самой нежной любви, на какую только способна душа, и что он открывает себя тем, кто любит его. |
|