Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Государственный бюджет. Правительства страны и штатов имеют общую тенденцию расходовать больше средств, чем имеют, однако бюджетный дефицит центра явно уменьшился до 6,1% ВВП в 19971998. В отдельных штатах власти часто сталкиваются с проблемой внутренней задолженности. Согласно принятой в Индии системе разделения доходов, в 1997 намечалось увеличить долю, выделяемую периферии. В 1997 на долю субсидий приходилось 14,4% ВВП. Около 78% доходов составляют налоги, 22% начисления на оказываемые услуги, проценты по займам и доходы предприятий государственного сектора. На 84% налоги собираются косвенным путем через налоговое обложение товаров и услуг; остальную часть формируют прямые налоги, распределяющиеся примерно поровну между частными лицами и акционерными обществами. Основную сумму косвенных налогов дает акцизный сбор, 25% средств от которого центральное правительство передает в распоряжение властей штатов. Важную роль играют таможенные пошлины и налоги с продаж. Хотя налоговые поступления, составлявшие 9% ВВП в 1960, возросли до 17% в 1990, доля прямых налогов осталась неизменной ок. 2,6% ВВП. Существенной статьей дохода является иностранный туризм. В 1997 страну посетили 1,5 млн. туристов, а общий доход от туризма составил 2,4 млрд. долл. Погашение процентов по государственному долгу обходится в 38% текущих бюджетных затрат, еще 21% приходится на расходы на оборону и 13% на субсидии деревенской бедноте, 28% идут на содержание полиции, налоговой и других административных служб. Поскольку правительство имеет долговые обязательства преимущественно перед Резервным банком Индии и национализованными банками, проценты по государственному долгу направляются прежде всего на счета предприятий государственного сектора. В 19901991 общий долг федерального правительства составлял примерно 82 млрд. долл. Суммарный показатель для правительств штатов ок. 18 млрд. долл., из которых примерно 2 /3 составляла задолженность центру.В Центральной Индии уцелел выполнявший роль барьера пояс расселения племен, из которых бхилы обитают на ее западе, а санталы и связанные с ними малые народы на востоке. Все они в культурном плане отличаются друг от друга, но в еще большей мере от остальной части населения страны. Малые этносы сосредоточены почти исключительно в горных районах, что позволяет предполагать, что они были вытеснены туда более сильными соседями. Кастовый строй Индии сказался на индусах, сикхах, джайнах, христианах и мусульманах. Иерархически организованная пирамида каст обеспечила сосуществование глубоко дифференцированных социальных групп с разным образом жизни и способствовала выработке давних традиций терпимости, характерных для Индии. См. также КАСТЫ. Образ жизни. В Индии насчитывается приблизительно 0,5 млн. деревень с населением более 600 млн. человек. В Индии прослеживаются заметные территориальные различия в материальной культуре. В областях на северо-западе Гималаев возводят солидные дома из камня и дерева, тогда как во многих северо-восточных районах страны их строят из бамбука и ставят на сваи. На западном побережье дома имеют покатую черепичную кровлю, чтобы быстро стекала вода при муссонных ливнях, а в засушливых местностях плоскогорья Декан крыши сложенных из кирпича жилищ плоские и на них сушат зерно, а летом спят.В штате Керала зажиточные землевладельцы из касты наяр предпочитают добротные дома, сооруженные с использованием камня, черепицы и местных пород деревьев. Такие дома с черепичными крышами и обеспечивающими прохладу крытыми верандами на верхнем этаже имеют уютные дворики. На западе Уттар-Прадеша, в Пенджабе и Харьяне богатые раджпуты и джаты ставят по два строения. В одном из них живут женщины и размещается кухня. В другом, называемом чаупал, выделено помещение для содержания домашнего скота, но главное заключается в том, что в нем собираются для общения мужчины. С этой целью в чаупале, наличие которого свидетельствует о высоком социальном положении его владельца, имеется специальный кирпичный помост, где мужчины покуривают, расположившись на плетеных лежаках-чарпоях. Искони семьям из низких каст не дозволялось возводить дома, подобные тем, которыми владеют члены высоких каст. После обретения Индией независимости земледельцы начали сооружать усадьбы, применяя для этого кирпич, цемент, стекло и сталь. Диетические предпочтения тоже несут отпечаток кастовой иерархии. Среди индусов особенно почитаются вегетарианские касты, полностью исключившие из рациона продукты животного происхождения. Ниже стоят члены каст, не придерживающихся вегетарианства, которые подразделяются, в свою очередь, на потребителей мяса чистого (баранина и козлятина) и нечистого (свинина и птица). Низшую ступень занимают те, кто не отказывается от говядины (корова священное животное индусов). В Гималаях и других горных местностях жители бывают укутаны в теплые одежды, тогда как в южных штатах Керала и Тамилнад тело прикрывают лишь два куска хлопчатобумажной материи: одним опоясываются вокруг талии, другой либо перекидывают через плечи, либо обматывают вокруг головы для защиты от солнца. В Керале по традиции даже женщины обходились двумя полосами ткани. На Индо-Гангской равнине, где зимы относительно суровые, а лето жаркое, требуются два комплекта верхней одежды. Самые бедные, не располагая такой возможностью, в холодное время года заворачиваются в шерстяные одеяла. Головные уборы и обувь необходимы на севере Индии, тогда как многие южане их вообще не носят. В городах Индии сосредоточена треть всех жителей страны. Обычно четко выражены различия между старыми центральными кварталами и районами новой застройки. В исторических центрах городов здания примыкают друг к другу, улицы узкие и извилистые. Напротив, в новых кварталах дома располагаются на отдельных участках, улицы прямые и широкие, а население более смешанное по составу, поскольку подбирается чаще на основе социальных показателей, без учета кастовой или конфессиональной принадлежности. Семейные узы сильны повсюду, за исключением городских трущоб, где браки весьма непрочные. Традиционно в зажиточных и высоких кастах предпочтение отдается большой неразделенной семье, а у малоимущих нуклеарной. Однако в любом случае сохраняется стремление поддерживать связи с близкими на всех уровнях родства, что служит формой социальной защиты в условиях бедной страны. У средних слоев городского населения формируется ориентация на малодетную семью. В трущобах городов и у деревенской бедноты плодовитость женщин по-прежнему высоко ценится, и появление сына будущего кормильца считается важным событием, обеспечивающим продолжение рода. На селе до недавнего времени бытовал обычай отдавать сыновей в услужение в дом богатого патрона. Такая практика до сих пор не изжита у очень бедных семей, несмотря на то, что дети до 14 лет обязаны посещать школу в соответствии с законом об обязательном обучении, а принудительная отработка задолженности «постоянными слугами хозяйства» запрещена в 1976. Речь идет о системе, в рамках которой мальчик или взрослый мужчина поступает в домохозяйство местного землевладельца-заимодавца на роль закабаленного батрака или лакея в порядке отработки ссуды, взятой им самим или опекающим его лицом. Теоретически отношения зависимости прекращаются, когда удается выплатить долг и проценты. На деле заемщик обычно обращается за новой ссудой, что продлевает прежнее соглашение. Многие постоянные слуги привязаны к своему патрону на всю жизнь. Нередко их детям ничего не остается, как следовать по стопам отцов. Обычные поденщики и сезонные рабочие заняты 810 часов в сутки. В большинстве штатов установлен официальный минимум заработной платы. В областях с крепким сельским хозяйством, например в Пенджабе и Харьяне, ставки оказываются достаточно высокими, особенно в уборочную страду, чтобы привлечь временных мигрантов из бедных районов. Средний уровень грамотности в стране 52%, причем для мужчин этот показатель составляет 64%, а для женщин 39%. (14.80 Кб) (29.48 Кб) |
|