Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Национальный продукт. В 1996/97 финансовом году валовой внутренний продукт (ВВП), исчисленный как совокупная стоимость рыночных товаров и услуг, составил 295 млрд. долл. с учетом паритета покупательной способности валют данная величина приблизительно эквивалентна 1538 млрд. долл. (что ставит Индию на пятое место в мире), а в расчете на душу населения 1600 долл. В то же время доходы ниже уровня бедности имеют, согласно официальной оценке, ок. 35% населения, а по мнению отдельных ученых и специалистов международных исследовательских центров ок. 50%. В период с 1960 по 1990 ВВП возрастал ежегодно менее чем на 4% (в Пакистане на 5%, в Индонезии на 6%, в Таиланде на 7%, на Тайване на 6% и в Республике Корея на 9%). Лидеры начального периода независимого развития страны ориентировались на социалистическую модель экономики. Ожидалось, что вывести страну на более высокий экономический уровень будет легче при помощи государственного регулирования, а не свободного рынка. Большинство производственных мощностей во всех секторах народного хозяйства оставалось в частных руках, но ключевые отрасли промышленности были взяты под контроль правительства, для чего создавались государственные корпорации. Частные зарубежные капиталовложения и импорт запрещались или жестко регулировались в целях сохранения экономической самостоятельности страны. В конце 1980-х годов был восстановлен ряд рыночных механизмов, сняты ограничения на иностранные инвестиции. С начала 1990-х годов ВВП увеличивается более чем на 5% в год (в 19941997 на 7,8% ежегодно). В 19981999 темпы роста снизились до 6% из-за политической нестабильности, дефицита инвестиций в инфраструктуру (что сдерживает экспорт и эффективность производства) и экономических санкций, наложенных США после ядерных испытаний в мае 1998. Регулирование экономического развития. После достижения независимости в 1947 Индия приступила к строительству экономики смешанного типа, опирающейся одновременно на государственный и частный секторы. На начальном этапе упор в Индии делался на то, что она является «социалистической республикой». В хозяйственном отношении это означало переход в государственное ведение промышленности, производящей вооружение и военную амуницию, железнодорожного транспорта, телеграфной и телефонной связи, атомной энергетики, угольных шахт, предприятий черной металлургии, самолетостроения и судостроения. В середине 1950-х годов государство взяло под свой контроль развитие нефтехимической, фармацевтической отраслей, тяжелого машиностроения, а также автодорожной сети, выплавку меди, свинца, цинка и других цветных металлов, сооружение всех горнодобывающих объектов и производство пластмасс и синтетического каучука. Кроме того, контроль был распространен на ведущие банки (1966), страховые компании (1972). В государственном секторе, где в 1970 было сконцентрировано 60% капитала, в середине 1990-х годов создавалась четверть национального дохода и работало более 18 млн. человек.Переход к либерализации экономики в конце 1980-х начале 1990-х годов был обусловлен неудовлетворенностью устойчиво низкими темпами роста «социалистической экономики» (34% в год) и неспособностью государства справиться с безработицей и хронической бедностью населения. Кризис внешних платежей в начале 1990-х годов вынудил Индию обратиться за крупными займами в Международный валютный фонд и Всемирный банк. В результате новой государственной политики темпы экономического роста Индии возросли до 67% в год. Государственная экономическая политика. Помимо направленности на скорейшую макроэкономическую стабилизацию (за счет снижения внешней задолженности и урезания бюджетного дефицита) новая политика нацелена на интеграцию Индии в мировую торговлю, привлечение иностранных капиталовложений и снятие ограничений на частную предпринимательскую деятельность. Началась приватизация государственных предприятий. Производство товаров, которые ранее традиционно импортировались, было защищено рядом протекционистских мер.Насущной задачей правительства стала стабилизация цен. Инфляция достигла пика в начале 1970-х годов. После относительно сбалансированного периода ее темпы вновь подскочили в конце 1970-х годов. Контроль над ценами был впервые установлен в 19631964, охватив вскоре ок. 75% всех товаров, по которым отслеживался индекс оптовых цен; особое внимание при этом обращалось на продукты питания. Правительству пришлось предпринять усилия по сокращению экспорта таких товаров, как кофе, какао и пряности, и расширению импорта, например растительного масла и каучука. В соответствии с новой экономической политикой стоимость ряда важных товаров регулировалась в административном порядке. Рост цен, составлявший в конце 1980-х годов в среднем 9% в год, в конце следующего десятилетия увеличился до 10% и более. Особенно сильно сказалась инфляция на потребительских товарах: цены на такие продукты питания, как растительное масло и лук, в 19981999 подскочили более чем вдвое. |
|