Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Строительство. В этом секторе экономики создается ок. 5% ВНП и занято (согласно переписи 1991) до 2,6 млн. человек. В большой степени неучтенной остается строительная деятельность на селе. Примерно 27% жилых объектов в сельской местности и 18% в городах официально числятся «запущенными и ветхими». Для улучшения положения принимаются разные государственные программы, но таким способом удается удовлетворить запросы лишь малой доли нуждающихся. Правительства страны и штатов принимают участие в реализации планов строительства, направленных на продажу и сдачу в наем жилья малоимущим семьям. Транспорт. В 1997 сеть железных дорог в Индии имела протяженность 62 460 км, однако ок. 70% из них одноколейные дороги. Примерно 25% железнодорожных путей электрифицировано. Дизельные локомотивы и электровозы работают уже повсюду, кроме некоторых второстепенных дорог. Хотя значение железнодорожных перевозок уменьшается, на них все еще приходится ок. 2/3 всего грузооборота и половина пассажирских перевозок. На железнодорожном транспорте в 1995 работало почти 1,5 млн. человек. Протяженность гужевых и шоссейных дорог превысила 3 млн. км в 1997, из них 56 автострад 34,6 тыс. км. Дороги в малых городах и деревнях обычно не асфальтированы. В стране вырос парк моторизованных средств транспорта с 2,6 млн. единиц в 1976 до 16,7 млн. в 1991 (включая 2,5 млн. автомобилей и 294 тыс. автобусов). Индия располагает 16 180 км внутренних водных путей, но только примерно половина из них функционирует круглый год. Речной и каботажный флот маломощные, морской флот упрочил свои позиции и обслуживает 35% внешнеторговых перевозок. В его составе в 1997 насчитывалось 389 судов, из которых 151 принадлежит двум государственным компаниям. В ведении государства находятся также судостроительные верфи в Калькутте, Мумбаи, Вишакхапатнаме и Кочине. К числу других важных портов относятся Кандла, Мармаган, Мангалуру, Парадип и Мадрас. Гражданское воздушное сообщение до либерализации 1990-х годов традиционно находилось в монопольном ведении государства. Международные линии по-прежнему обслуживает государственная компания «Эйр Индиа», но на внутренних линиях государственное агентство «Индиан эйрлайнз» конкурирует с частными фирмами, осуществляющими перевозки грузов и пассажиров. Крупнейшие международные аэропорты Мумбаи, Калькутта, Дели, Мадрас и Ахмедабад. Внутренняя торговля. В конце 1980-х годов ок. 350 тыс. магазинов т.н. «справедливых цен» и кооперативных лавок обслуживали до 90% всех жителей. Кооперативная торговая сеть в Индии функционирует как сложное образование, которое охватывает центральную организацию, 29 объединений общего назначения и 16 специализированных рыночных объединений, сотни оптовых складов и тысячи городских и сельских лавок. Федеральное правительство ежегодно закупает ок. 10% урожая зерна и реализует его преимущественно через магазины «справедливых цен» и кооперативные структуры. Кроме того, в стране имеются многочисленные мелкие торговые точки. Внешняя торговля. Импорт (38,5 млрд. долл. в 1997) включает прежде всего нефть, машины и транспортное оборудование, пищевые растительные масла, минеральные удобрения, некоторые виды ювелирных товаров и черные металлы. Экспорт (33 млрд. долл. в 1997) состоит в первую очередь из сельскохозяйственных товаров, продукции машиностроения, драгоценных камней, хлопчатобумажных тканей и одежды, поделок кустарей и чая. Стремительными темпами наращивается объем экспорта программного обеспечения. Главными торговыми партнерами Индии выступают США, страны ЕС, Россия, Япония, Ирак, Иран и государства Центральной и Восточной Европы. Денежное обращение и банковская система. Индийская денежная единица рупия. Хотя рупия имеет свободное обращение в каналах международной валютной системы, ее курс до начала 1990-х годов строго контролировался Резервным банком Индии (РБИ). Сами обменные операции были ограничены размерами лицензируемой покупки товаров первой необходимости и малыми суммами для поездок за границу. В условиях новой экономической политики рупия в 1991 была девальвирована, кроме того, были приняты меры, направленные на либерализацию импорта капитала и потребительских товаров и на пересчет экспортных поступлений по рыночному курсу. В 1993 все текущие счета, включая связанные с государственным импортом насущных потребительских товаров, были освобождены от валютного контроля.Денежно-кредитные операции внутри страны осуществляют прежде всего РБИ и 130 коммерческих банков. Не остаются в стороне кооперативные банки и кредитные общества, а также другие частные и государственные финансовые организации. РБИ предоставляет займы правительству, прочим банкам и государственным инвестиционным организациям, задача которых состоит в первую очередь в стимулировании развития сельского хозяйства и промышленности. Коммерческие банки занимаются также прямым кредитованием через свою сеть из примерно 40 тыс. отделений. Примерно четверть всех депозитов в коммерческих банках размещена на счетах в Государственном банке Индии, в 1955 с целью усиления роли финансового сектора в экономическом развитии. После 1969, когда 14 ведущих коммерческих банков были национализированы, банковские структуры стали активнее обслуживать сельскую местность и расширили кредитование таких приоритетных сфер хозяйства, как агропроизводство, мелкая промышленность и автотранспорт. В начале 1990-х годов на государственные банки приходилось ок. 80% всех депозитов, размещенных в коммерческих банках. |
|