Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Профсоюзы. Лишь немногие профсоюзные объединения функционируют в общенациональном масштабе. Среди них выделяется профсоюз текстильщиков, насчитывающий более 80 тыс. членов. Крепкие профсоюзы сложились в таких отраслях, как черная металлургия, ковроделие, сахарная и цементная промышленность, нефтепереработка, производство минеральных удобрений. Большинство законов о труде восходит еще к колониальному периоду. Вместе с тем при Айюб Хане и Бхутто был принят ряд важных законодательных актов, касающихся минимума заработной платы, детской занятости, отношения рабочих с предпринимателями и пенсионного обеспечения. Положение женщин. В жизни пакистанского общества доминируют мужчины. Девочки в подростковом возрасте должны готовиться к тому, чтобы уметь вести домашнее хозяйство, шить, готовить еду и ухаживать за детьми младшего возраста. Родственники мужского пола обычно сопровождают девушек, когда те выходят из дома; участие в совместных вечеринках и другие встречи с юношами и тем более свидания решительно осуждаются. О супружеском союзе договариваются чаще всего родители будущей пары. По любви браки заключаются только в больших городах. Девушки выходят замуж до 18 лет, а нередко и намного раньше.После того как девушку выдадут замуж, главным событием в ее жизни становится рождение детей. Когжа дети подрастают, повышается и статус матери, особенно если у нее несколько сыновей. Семьи, имеющие дочерей на выданье, обращаются к ней в поиске женихов. Часто матери имеют большое влияние на своих сыновей. В старости женщины переключаются на воспитание внуков. Социальное обеспечение. В этой сфере действуют многие общественные и религиозные организации, часть из них получает финансовую и другую помощь от государственных структур. Поскольку материнство без формального замужества резко осуждается, а работа женщин вне дома тоже не пользуется поддержкой, упор приходится делать на учреждение приютов для женщин с внебрачными детьми, устройство детских садов и женских консультаций. Эти организации вовлечены также в деятельность, связанную с сиротскими домами и центрами молодежи, заботой о хронических больных и инвалидах. Важное направление деятельности борьба с нищетой.Искони высшей формой поэзии на урду были газели («разговоры с прекрасными женщинами»). Главные их мотивы заключались в воспевании красоты любимой, хотя часто поэты предавались также философским размышлениям. Помимо восхищения женщинами, наибольшей популярностью в традиционной литературе урду пользовались религиозные сюжеты и описания исторических событий. Марсийа (элегические поэмы) Мирзы Саламат Али Дабира и Мир Аниса (Мир Бабар Али), например, были посвящены кровавому убийству внуков пророка Мухаммеда в Кербеле. Заук (Шейх Мухаммад Ибрахим) сочинял на урду классические по форме газели, привлекая образы, метафоры, сравнения и лексику, почти недоступные для понимания рядового человека. Мирза Асадулла-хан Галиб (17971869) был первым великим писателем, использовавшим разговорный урду в поэтическом и прозаическом жанрах. Его путем пошли в конце 19 в. прозаики Саид Ахмад-хан и Хали (Алтаф Хусейн). Мухаммад Икбал (18771938), признанный национальным поэтом Пакистана, был бунтарем по духу, его творчество насыщено патриотическими мотивами и преисполнено гордостью за ислам. Сборник Обращение к Богу и Его ответ служит, возможно, ярчайшим свидетельством литературного мастерства Икбала.Фаиз Ахмад Фаиз, Ахмад Надим Касми и Эсхан Даниш стали в поэзии урду 20 в. выразителями прогрессивных идей левого спектра взглядов. Примером их творческой ориентации является книга стихов Фаиза Руки ветра. В отличие от них Хабиб Джалеб, Ариф Матин и Ахмад Фараз не придерживались радикальных социальных воззрений, но им тоже были свойственны авангардистские стилистические изыскания. Среди прозаиков выделились Эхсан Фаруки, Джамила Хашми, Сайда Султана и Фазл Ахмад Карим Фазли. Произведение Фазли Откройся, истерзанное сердце отразило новые веяния в прозе на урду.Литературы на панджаби, пушту, синдхи и балучи также располагают обширным наследием. Наиболее знаменитый пенджабский поэт Варис Шах (18 в.), автор великой поэмы Хир и Ранджха. Начиная с 1950-х годов главными представителями модернистского течения в пенджабской литературе выступают Шариф Кунджахи, Ахмад Рахи, Султан Махмуд Ашуфта, Сафдар Мир и Мунир Ниязи.Центральной фигурой в литературе на пушту остается Хушкаль-хан Хаттак (1613 ок. 1687). Из поэтов 20 в. выделяется Амир Хамза Шинвари, а среди прозаиков Мастер Абдулкарим и Фазлхак Шайда. Обладающая богатыми традициями литература синдхов дала своего классика Шаха Абдул Латиф Бхитаи (16891752). Видный суфий, поэт насыщал свои произведения философскими идеями, любовью к природе и мистическими раздумьями. По его стопам пошел Сачал Сармаст (17391826). Известные поэты 1819 вв., писавшие на балучи, Джам Дуррак Домбки, Мухаммад-хан Гишкори и Фазил Ринд (его Ночная свеча считается классическим собранием стихотворных произведений). В число ведущих поэтов 20 в. входят Ата Шад, Захур Шах Сайяд, Мурад Сахир, Малик Мухаммад Тауки и Момин Базадар. Наиболее весомый вклад в прозу на балучи внес Саид Хашми.Совет искусств Пакистана стремится сохранить устойчивость региональных стилей в танцах, музыке, скульптуре и живописи. Фольклорные труппы страны гастролируют по всему миру. Ансамбли, исполняющие в стиле кавалли (буквально пение хором) духовные сочинения об Аллахе, Мухаммеде, его внуках и мусульманских святых, с 1975 с успехом дают концерты на Среднем Востоке, в Европе и Северной Америке. |
|