Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Обрабатывающая промышленность. Начало современной обрабатывающей промышленности было положено в 1950-е годы, и с тех пор производство в этом секторе стало быстро увеличиваться. Все же в начале 1990-х годов в ней было занято всего ок. 15% экономически активного населения, и на ее долю приходилось 22% ВВП (причем пятую часть этого количества составляли нефтепродукты). Изначально основными отраслями обрабатывающей промышленности были нефтеочистительная и сахарная, а также сборка автомобилей из импортных частей и производство текстиля, цемента, автомобильных шин и камер, сигарет, пива, мыла, фармацевтических товаров и стеклянных изделий. В 1960-е годы Венесуэла начала развивать тяжелую промышленность. Была создана мощная сталеплавильная индустрия, и началось производство алюминия и удобрений. Позднее, уже в 1970-е годы, значительная часть резко возросшего дохода от экспорта нефти вкладывалась в тяжелую промышленность. Между 1970 и 1980 производство стали удвоилось, а выработка азотных удобрений и выплавка алюминия выросли на 1500%. В 1979 алюминий вышел на первое место в венесуэльском экспорте (после нефтепродуктов), оставив позади железную руду. Развитие тяжелой промышленности в стране осуществляется в основном по инициативе правительства. Крупнейшим проектом явилось развитие базовых отраслей металлургии в районе венесуэльской Гуаяны (Сьюдад-Гуаяна), на реках Ориноко и Карони. Минеральные богатства района значительные залежи железной руды и бокситов, а также богатые гидроэнергетические ресурсы и выход к морю (по р.Ориноко могут подниматься морские суда) позволили правительственной корпорации и частным иностранным фирмам построить здесь предприятия по производству стали и алюминия. Кроме того, правительство принимает также меры по развитию нефтехимической промышленности; крупный нефтехимический комплекс построен в городе Морон, к северу от Валенсии, еще один на восточном берегу оз. Маракайбо. Транспорт. Перевозки внутри страны осуществляются в основном по шоссе. В 1993 протяженность автомобильных дорог составляла 93 тыс. км. Почти 90% всех перевозок пассажиров и груза осуществляются автомобильным транспортом. Единственная в стране железная дорога протяженностью 336 км соединяет Баркисимето и Пуэрто-Кабельо. Однако правительство планирует довести к 2000 протяженность железных дорог до 1200 км, начав с постройки линии между Пуэрто-Кабельо и Каракасом. Воздушные перевозки осуществляют 6 внутренних авиалиний, ведущее место среди которых занимают компании «Авенса» и «Аэропосталь». Энергетика. Венесуэла обеспечивает себя нефтью и природным газом; она располагает также крупными запасами каменного угля и гидроэнергетическими ресурсами. В 1993 потребности Венесуэлы в энергии на 91% удовлетворялись за счет нефти и природного газа и на 8% за счет гидроэлектроэнергии. Суммарная мощность электростанций составляла почти 18,8 млн. кВт, из которых 43% приходились на тепловые электростанции и 57% на ГЭС. Венесуэла располагает огромными гидроэнергетическими ресурсами, в особенности в Андах и Гуаяне. Крупнейшей в стране является ГЭС Гури на р.Карони, первая очередь которой вступила в строй в 1968. Внешняя торговля и выплаты. В начале 1990-х годов нефть и нефтепродукты давали ок. 8590% всех поступлений от экспорта. Из остальных статей экспорта большую роль играли алюминий и железная руда, на долю которых в совокупности приходилось 5% дохода от экспорта. Импортировались главным образом машины и транспортное оборудование, запчасти, химические продукты и продовольствие. Основным торговым партнером Венесуэлы являются США, которые обеспечивали 43% импортируемых товаров и закупали 50% экспортируемых (по данным на 1994).Как правило, доход от экспорта Венесуэлы значительно превосходит затраты на импорт. За пять лет с 1990 по 1994 суммарный доход от экспорта составил 86,7 млрд. долл., тогда как стоимость ввезенных за это время товаров составила 49,3 млрд. долл. Однако жители Венесуэлы традиционно очень много тратят на путешествия за границу; велики также выплаты как государственных, так и частных компаний иностранным кредиторам; кроме того, из страны уходят крупные суммы денег, которые иностранные рабочие посылают своим семьям. Все эти статьи расхода практически сводят на нет чистый доход от экспорта, так что в итоге отток денег из Венесуэлы превышает поступления из-за границы. Более того, в 1980-х и в начале 1990-х годов многие состоятельные граждане Венесуэлы вкладывали большие средства в покупку недвижимости в других странах или хранили свои деньги в иностранных банках. Этот вывоз капитала финансировался за счет займов. В результате сумма иностранных долгов Венесуэлы резко подскочила; к началу 1983 она составила более 34 млрд. долл. и в 1993 оставалась на уровне почти 39 млрд. долл. После 1981 долговое бремя сделалось еще более тяжелым вследствие значительного снижения доходов от экспорта нефти, вызванного падением цен на нефть на мировом рынке и сокращением производства нефти, провозглашенного странами ОПЕК. Чтобы сохранить свои валютные запасы, правительство ввело контроль над валютными операциями, резко снизило объем импорта и приостановило или сократило финансирование ряда программ. Принятые меры вызвали резкий спад экономики, но позволили получить уже в 1985 превышение валютных поступлений над расходами примерно на 8,9 млрд. долл. Более двух миллиардов ушло на погашение внешнего долга, остальные деньги были переведены частными лицами в иностранные банки. Высокий уровень правительственных расходов и попытки взять под контроль обменный курс валюты (что отчасти могло быть связано с приближающимися выборами) привели в итоге к тому, что превышение валютных поступлений над расходами упало к концу 1988 до уровня менее 3 млрд. долл. Политика жесткой экономии и неолиберальные реформы президента Переса позволили к 1992 увеличить валютные запасы до 10 млрд. долл. и более, но за счет резкого сокращения ассигнований на социальную сферу. Под давлением общественности, требовавшей увеличения ассигнований, выделяемых на социальные нужды, а также вследствие того, что Рафаэль Кальдера, избранный в 1993, был вынужден выполнять свои популистские предвыборные обещания, валютные запасы снова уменьшились, составив в 1995 менее 6 млрд. долл. В июне 1996 правительство подписало новое соглашение с МВФ, по условиям которого вводился свободный курс обмена и ужесточался контроль над правительственными расходами. Денежная единица Венесуэлы, боливар, была девальвирована. После 1988 курс боливара все более определялся рыночными факторами и постепенно падал. В 1994 и 1995 администрация Кальдеры предприняла попытки контролировать обменный курс, однако с середины 1996 в действие снова вступили рыночные механизмы. |
|