Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Откликом иранского общества на создавшееся положение стал анализ причин деградации страны и поиск путей преодоления кризиса. Этот поиск породил два течения: 1) светских реформаторов, считавших, что стагнация Ирана вызвана авторитарным, деспотическим правлением шаха; они считали, что для возрождения Ирана необходимы религиозные и политические реформы по западному образцу, переход к конституционной форме правления и власти закона; 2) мусульманских традиционалистов, убежденных, что причиной отсталости Ирана стал отход от исламских ценностей и, как следствие, усиление иностранного влияния; способом выхода из кризиса объявлялось строгое следование законам шариата. Раскол стал очевиден во время событий 19051907, когда светские реформаторы потребовали установления конституционной формы правления (хокоумат-е-машруте), а исламские традиционалисты выступили за его шариатскую форму (хокоумат-е-машруа). Принятая в 1906 конституция страны стала выражением компромисса между двумя подходами. В ней были провозглашены суверенитет народа и его основные права. В то же время статья 5 конституции 1906 предоставляла духовенству определенное число мест в парламенте, чтобы гарантировать соответствие законодательства страны исламским догматам. В дальнейшем, особенно при монархах династии Пехлеви (19251978), это положение конституции не соблюдалось, и проводилась политика, направленная на секуляризацию иранского общества, системы образования и судоустройства. Против нововведений, грозивших подорвать основы власти религиозных институтов, высказалось мусульманское духовенство. Одним из самых непримиримых оппонентов намечавшихся преобразований стал аятолла Рухолла Мусави Хомейни. В 1964 за организацию антишахских выступлений, в том числе направленных против проведения земельной реформы и участия женщин в выборах, Хомейни был выслан в Ирак. Однако вместо соблюдения конституционных норм двор вернулся к традиционному авторитарному правлению. В результате от власти отвернулась самая образованная и политически активная часть населения, что привело к победе революции 19781979 и свержению шаха Мохаммеда Реза Пехлеви. Исламская республика. Различные светские и религиозные группировки, объединившиеся в схватке с Пехлеви, имели совершенно разные взгляды на политическую систему, призванную придти на смену прежней монархии. В итоге в течение первых двух лет после свержения шаха в иранском обществе шла борьба между различными политическими силами. В конечном счете верх одержали исламисты, и 1 апреля 1979 была провозглашена Исламская Республика Иран, которую возглавил аятолла Хомейни. Органы власти. Согласно конституции 1979, в основу всех сторон жизни Ирана были положены принципы ислама. Поэтому управлять странов могли исключительно сведущие в исламе лица улемы. Верховный религиозный руководитель (факих) осуществляет опеку (велаят) над всей системой власти и страной в целом. Таким образом, реализуется концепция велаят-е-факих, являющаяся краеугольным камнем исламского государственного устройства.Руководитель является высшим арбитром по разным вопросам внутренней и внешней политики. Он назначает командующих вооруженными силами и Корпуса стражей исламской революции, а также членов Совета попечителей органа, призванного гарантировать, что все законодательные акты соответствуют принципам ислама. Ему также предоставлено право объявлять войну и заключать мир. По конституции 1979, высшая исполнительная власть принадлежала президенту и премьер-министру, а законодательная Национальному одномандатному консультативному собранию (меджлис-е-шура-е-мелли). В него сроком на 4 года избирались 270 депутатов. В функции меджлиса входили разработка, обсуждение и принятие законодательных актов, предложенных правительством. Меджлис утверждал совет министров по представлению президента и располагал правом делать запросы членам кабинета. В случае выражения недоверия правительство или отдельные министры обязаны были уходить в отставку. Конституция 1979 предусматривала создание Совета попечителей, в задачу которого входила проверка всех законодательных актов на соответствие исламским законам. Совет попечителей состоял из шести «беспристрастных религиозных лидеров», назначаемых Руководителем, и шести юристов, избираемых меджлисом и специализирующихся в различных областях права.
|
|