Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Эллинистический и парфянский периоды. После гибели государства Ахеменидов в 330 до н.э. и до создания государства Сасанидов (Новоперсидское царство) в 224 н.э. страна переживала состояние упадка, а ее культура деградировала. Начиная со времени завоеваний Александра Македонского и до образования Парфянского царства (248 до н.э.) Иран находился под властью греческой династии Селевкидов и входил в состав одноименного государства. В то время греческий язык и культура распространились по всему Ирану и проникли в высшие слои иранского общества. Переселенцы из Эллады, в свою очередь, испытали влияние иранской культуры, хотя это происходило только в тех областях, где не было крупных и самодостаточных общин греков. Автохтонная культура в наиболее чистом виде сохранилась на юге в провинции Парса, сердце государства Ахеменидов. После греков власть над Ираном перешла к парфянам, и страна вошла в состав Парфянского царства. Парфянские цари принадлежали к династии Аршакидов, объявивших себя потомками Ахеменидов. Несомненно, Аршакиды находились под сильным влиянием греческой культуры. В то же время Аршакиды способствовали освобождению Ирана от власти греков и защитили страну от набегов кочевников с востока и вторжения римлян. С Аршакидами связывают создание иранского народного эпоса и множества героических сюжетов и персонажей, например Рустема, который считается иранским аналогом Геракла. В мусульманскую эпоху персидский поэт Фирдоуси отразил эти легенды в своей поэме Шахнаме (Книга о царях). Тем не менее среди иранцев Аршакиды не пользуются таким уважением и любовью, как Ахемениды и Сасаниды; даже Фирдоуси отзывался о них с пренебрежением.В политическом плане в парфянский период произошло укрепление феодализма, что привело к ослаблению державы и, в конце концов, к военным поражениям и приходу к власти Сасанидов. Государство Сасанидов. Полнее всего древнеиранская культура сохранилась в провинции Парса. При Аршакидах, когда Парсой управляли различные мелкие князья, произошло усиление ее феодальной раздробленности. В одном из княжеств, Стахре (Истахре), правил дом Безренджи. Жрецом в храме Анахиты в Стахре служил Сасан, представитель знатного рода, женатый на княжне из дома Безренджи. Ему наследовал сын Папак, использовавший свое положение для возвышения своего сына Ардашира, который и стал основателем династии Сасанидов. Это произошло между 224 и 226 н.э., после того как был разгромлен последний парфянский царь Артабан V. По-видимому, Ардаширу I удалось восстановить древние границы Ирана, но реальное расширение державы началось при его прямом наследнике Шапуре I, когда рубежи государства продвинулись до западных районов Китая и включали также Закавказье и Пенджаб. Шапур I боролся с римлянами, и ему даже удалось пленить римского императора Валериана. С тех пор Сасаниды вели постоянные войны с Римом, а потом и с Византией.При Сасанидах в Иране получили развитие города и укрепилась центральная власть. Тогда же появилась официальная религия зороастризм, утвердилась четырехступенчатая система административного деления, стратификация общества на четыре сословия. В эпоху Сасанидов в Иран проникло христианство, против которого, однако, выступило зороастрийское жречество, и появились такие оппозиционные религиозные движения, как манихейство и маздакизм. Самым известным шахом династии Сасанидов был Хосров I Ануширван (букв. «с бессмертной душой»; годы правления 531579), чья слава сохранялась на протяжении многих веков после падения государства Сасанидов. Хосров I был великим реформатором и проявлял большой интерес к науке и философии, причем в такой степени, что многие древние неиранские источники сравнивали его с платоновским «царем-философом».Непрерывные войны с Римом посеяли семена последующего упадка Сасанидов. Первая крупная битва была проиграна арабам в 641. Со смертью Йездегерда III, последнего из Сасанидов, закончился первый этап истории Ирана. Местные династии и персидское возрождение. По мере расширения Арабского халифата контроль центра (Дамаска при Омейядах и Багдада при Аббасидах) над провинциями ослабевал, что способствовало появлению местных династий в Иране. Первая такая династия Тахиридов правила в Хорасане между 821 и 873. Ее сменили Саффариды, которые во второй половине 9 в. господствовали на территории Хорасана, Герата и южного Ирана. В конце 9 в. трон захватили Саманиды, причислявшие себя к потомкам парфянского военачальника Бахрама Чубина. Эта династия удерживала престол более полувека, распространив свою власть от восточных окраин Иранского нагорья почти до хребта Загрос и Аральского моря. При Наср ибн Ахмеде в государстве с центром в Бухаре жил и творил такой известный поэт, как Рудаки.Все эти династии приходили к власти одним и тем же путем: их основатели были вассалами или наместниками, захватывавшими престол в результате вооруженного мятежа против своих сюзеренов. Позднее на территории Ирана сосуществовали еще два правящих рода. Зийариды во второй половине 10 в. контролировали побережье Каспийского моря и прославились как покровители литературы и искусства. Наиболее известен Унсур аль-Маали (Кей Кавус), автор книги Кабус-наме собрания нравоучительных притч. Надгробный памятник его деду Кабусу ибн Вашмгиру, арабоязычному писателю, выполненный в виде 49-метровой кирпичной колонны, возведен в 1007 и до сих пор сохранился на юго-восточном побережье Каспийского моря. Во время правления Зийаридов прославились Абу Али ибн Сина (Авиценна), философ, врач, музыкант, и один из основоположников современной персидской литературы Дакики.В центральном Иране в 10 в. правили монархи династии Буидов. Они завоевали Хамадан, Рей, Исфахан, Керман, Хузистан, Фарс и Багдад, хотя продолжали признавать духовную власть халифа Аббасидов. Буиды, которые были шиитами, первыми ввели обычай отмечать трауром память третьего шиитского имама Хусейна ибн Али, убитого в 680 н.э. |
|