Вывести на печать

ОБЩЕСТВО

Социальная структура. В результате быстрых социально-экономических изменений после государственного переворота 1921 была трансформирована устоявшаяся структура общества. Традиционно наиболее влиятельными и богатыми лицами в стране были члены шахской семьи, узкая прослойка чиновников и религиозных лидеров (муджтахиды и аятоллы), племенные вожди, богатые купцы и знатные помещики. И хотя эти социальные группы сохранились, в централизованном государстве, созданном шахами династии Пехлеви, значительно окрепла роль бюрократии, высших военных чинов, новых предпринимателей, юристов, учителей, врачей, инженеров, а также деятелей культуры. Авторитет племенных вождей в иранском обществе в значительной степени снизился вследствие насильственного или спонтанного перехода большинства кочевых племен к оседлому образу жизни. Позиции религиозных лидеров тоже ослабели. Однако с 1963 и особенно после провозглашения исламской республики в 1979 их авторитет вновь повысился.

Городское население включает небольшой по численности рабочий класс, занятый в таких отраслях промышленности, как автосборочная, нефтеперерабатывающая и сталелитейная. Доходы этой социальной группы существенно выше, чем у ремесленников. На нижних ступенях общественной лестницы в городах находятся переселенцы, которые готовы к любой неквалифицированной работе.

В сельских районах, несмотря на проведенную земельную реформу, еще сохранились помещики. Имеются также зажиточные крестьяне, которым принадлежат земельные наделы. Кочевники-скотоводы составляли в начале 1990-х годов лишь небольшую часть населения, однако их вклад в производство мясомолочных продуктов и шерсти был весьма значителен.

Помимо ведения домашнего хозяйства и воспитания детей, женщины в деревнях прядут шерсть, ткут ковры и выполняют разные сельскохозяйственные работы. В городах они заняты в промышленном производстве, главным образом текстильном. Часть женщин работает учителями, врачами, медицинскими сестерами, а также трудится в сфере культуры, в правительственных и частных учреждениях. В последнее десятилетие 20 в. правительство стимулировало более широкое участие женщин в жизни страны. Некоторые из них избираются депутатами парламента. Одним из лидеров феминистского движения выступает дочь бывшего президента страны Рафсанджани Фаизе.

Население Ирана многонациональное и разноязычное, но развитие коммуникаций, образования и заключение браков между представителями разных общин ослабило роль этнического фактора. Так, большинство жителей Ирана, окончивших начальную школу, говорит на своем родном языке, а также на персидском. Многие представители таких национальных меньшинств, как гилянцы, мазандеранцы, курды и белуджи, владеют, кроме своего, и другими языками иранской группы.

Крупнейшие этнические общности образуют тюркоязычные азербайджанцы, проживающие в Иранском Азербайджане, и туркмены, населяющие побережье Каспийского моря, а также живущие изолированно в некоторых других районах страны. Арабы населяют в основном Хузестан на юго-западе страны.

Среди некоторых национальных и языковых меньшинств распространено стремление к автономии, однако оно не пользуется широкой поддержкой. Тем не менее небольшие группировки курдов в течение многих лет ведут вооруженную борьбу против власти.

Образ жизни. Очень важное значение имеют родственные связи. В получении работы и продвижении по службе семейные контакты важнее личных заслуг. Структура иранской семьи до сих пор остается в значительной степени патриархальной, и дети редко нарушают волю отцов. В большинстве случаев решение о заключении брака является прерогативой родителей. Согласно обычаю, невеста и жених не должны видеться до свадьбы, что, однако, соблюдается редко. Молодожены обычно на какое-то время поселяются в доме родителей мужа. При этом молодая жена занимает нижнее положение в семейной иерархии и должна подчиняться свекрови. Ее статус повышается после рождения сына, но не дочери. Дочери после свадьбы практически не несут никаких обязательств по отношению к родителям. Иранцы высоко ценят гостеприимство. Они строго следуют правилам вежливости («таароф»), включающим почтительное обращение к разным лицам и проявление скромности при общении, отказ брать что-либо первым и пока не последует нескольких предложений, правило дарить понравившиеся вещи гостю и т.д.

Религиозная жизнь. 90% иранцев относятся к сторонникам шиитской секты имамитов. Она объединяет исламское меньшинство, которое верит, что двенадцатый имам, или наследник пророка, исчезнувший более тысячи лет назад, обязательно вернется и принесет с собой эпоху благоденствия. В его отсутствие руководящая роль в обществе принадлежит муджтахидам, лидерам которых присваивается почетное звание аятолла. Каждый верующий должен повиноваться указаниям одного действующего муджтахида, если же существует признанный верховный муджтахид, то все должны следовать его наставлениям.

Иранские шииты почитают мученичество: первый и третий шиитские имамы – Али и Хусейн – были убиты в политико-религиозных столкновениях. Траур по ним сопровождается проповедями, представлениями и шествиями. По традиции, ключевой момент траура, несмотря на различия в деталях, заключается в обращении к Хусейну с просьбой о заступничестве перед богом. Дни скорби, установленные в память о мученической кончине Хусейна и Али, в 19 в. проходили под патронажем шахов. Другим распространенным в народе религиозным обычаем остается поклонение местам, связанным с именами шиитских имамов.

Религиозная идеология революции 1979 апеллировала к народу. К началу 1980-х годов возникло массовое недовольство насильным насаждением чадры, возвратом к исламским законам о браке и семье, применением некоторых шариатских наказаний, запретом на негативные высказывания в адрес духовенства. Эти критические тенденции усилились в 1990-е годы.

назад   дальше



ИРАН
ПРИРОДА
Строение поверхности
Загрос
Макран
Восточно-Иранские горы
Эльбурс
Горы Иранского Азербайджана
Внутренние плоскогорья
Низменности
Климат
Температуры
Осадки
Водные ресурсы
Растительность
Животный мир
НАСЕЛЕНИЕ
Этнический состав
Языки
Конфессиональный состав
Демография
Города
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Общая характеристика
Исламская республика
Органы власти
Судебная система
Пересмотр конституции 1979
Требования, предъявляемые к Руководителю
Региональные и местные органы власти
Политические объединения
Политические партии
Вооруженные силы
Внешняя политика
Иран в постсоветский период
ЭКОНОМИКА
Организация производства
Нефтяная и газодобывающая промышленность
Другие отрасли горнодобывающей промышленности
Обрабатывающая промышленность
Сельское хозяйство
Рыболовство и лесное хозяйство
Внешние экономические связи
Транспорт
Автомобильные дороги
Железные дороги
Внутренние водные пути
Важнейшие порты и судоходные компании
Гражданская авиация
Денежная и банковская системы
Бюджет
ОБЩЕСТВО
Социальная структура
Образ жизни
Религиозная жизнь
Общественные организации
КУЛЬТУРА
Система образования
Литература, искусство, архитектура
Музеи и библиотеки
Издательское дело
Радио и телевещание
Кино и театральное искусство
Праздничные дни
ИСТОРИЯ
Введение
Мидяне и персы
Эллинистический и парфянский периоды
Государство Сасанидов
Местные династии и персидское возрождение
Династии Газневидов и Сельджукидов
Монгольское господство
Династия Сефевидов
Шах Аббас I (Великий)
Надир-шах
Династия Каджаров
Династия Пехлеви
Исламская республика
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
18/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!