Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Рыболовство и лесное хозяйство. Рыболовство сосредоточено в акваториях Каспийского моря и Персидского залива. На коммерческий промысел в их водах установлена государственная монополия, но разрешено традиционное рыболовство для удовлетворения семейных потребностей и нужд внутреннего рынка. В Каспийском морке значительны уловы осетровых рыб. Иранская черная икра идет на экспорт. Леса, национализированные в 1963, занимают ок. 18 млн. га, но лишь 10% из них имеют хозяйственное значение. Ежегодные заготовки твердой древесины лиственных пород в наиболее ценных лесах, растущих на северных склонах Эльбурса, составляют ок. 1,8 млн. м 3. Беспорядочные рубки в прошлом привели к сильному истощению запасов деловой древисины, однако уничтожение лесов продолжается и после их национализации, и этот процесс уже привел к опустыниванию некоторых центральных районов. Внешние экономические связи. В течение длительного периода важнейшей статьей иранского экспорта была нефть, дававшая в середине 1970-х годов ок. 95% экспортных поступлений. Пришедший к власти в 1979 исламский режим посчитал зависимость страны от экспорта жидкого топлива нежелательной, и в 1991 доходы от продажи нефти снизились примерно на 5%. Другие важные статьи экспорта икра осетровых рыб, ковры, фрукты, орехи, а также некоторые руды.В результате роста доходов от продажи нефти после 1973 резко увеличился иранский импорт, который в 1977 достиг 18 млрд. долл. В отдельные годы ввоз товаров и услуг доходил почти до 32% ВВП. Экономический кризис непосредственно перед революцией и после нее привел к сокращению импорта, но уже в 1983 ввоз товаров в страну составил 22 млрд. долл. (в текущих ценах). Из этой суммы почти 4 млрд. долл. были израсходованы на закупку оружия и другие цели; оставшаяся часть распределялась между сырьем и полуфабрикатами (60%), средствами производства (25%), главным образом промышленным и транспортным оборудованием, и потребительскими товарами (15%), в основном продовольствием и медикаментами. Стоимость импорта резко сократилась в середине 1980-х годов и составила 8 млрд. долл. в 1988. Затем последовал почти трехкратный импортный бум. Однако из-за снижения мировых цен на нефть с 1994 существенно сократился ввоз товаров из-за рубежа. Основные внешнеторговые партнеры Ирана Германия, Япония, Великобритания, Италия, Турция, Южная Корея, Франция и Швейцария. Иран выделялся среди других крупных стран третьего мира тем, что в начале 1990-х годов имел небольшой внешний долг. Исламский режим оплатил большую часть финансовых обязательств шахского режима, однако в результате импортного бума 19901991 и падения мировых цен на нефть внешний долг Ирана к концу 1990-х годов существенно вырос. Транспорт. Автомобильные дороги. В 1998 общая протяженность автомобильных дорог оценивалась в 140,2 тыс. км, из них скоростных автомагистралей ок. 470 км, с твердым покрытием 48,97 тыс. км, прочих дорог 90,76 тыс. км. Железные дороги. Общая протяженность рельсовых путей в стране составляет 5600 км. В их число входят Трансиранская железная дорога (1392 км), от Бендер-Торкемена на побережье Каспийского моря до Бендер-Хомейни на побережье Персидского залива; Южная железная дорога (937 км), от Тегерана до Хорремшехра; Северная железная дорога (499 км), от Тегерана до Горгана; железная дорога Тегеран Керман (1106 км); железная дорога Тегеран Тебриз (743 км), соединенная с транспортной сетью Азербайджана, а через нее со всем Закавказьем и Турцией. Железная дорога Гермсар Мешхед (связывает Тегеран с Мешхедом); в 1996 она была продлена до Серахса на границе с Туркменистаном; эта линия сооружена в соответствии с планом превращения страны в транзитный коридор, через который центральноазиатские государства получат выход в Индийский океан. В настоящее время ведется строительство трассы от Мешхеда до Бафка, которая через магистраль Бафк Бендер-Аббас соединится с побережьем Ормузского пролива. Железная дорога Кум Захедан после завершения строительства станет частью межконтинентальной магистрали, соединяющей Европу и Турцию с Индией. Таким образом, железная дорога Захедан Кветта (685 км) свяжет Иран с Пакистаном. |
|