Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Начальный период освоения страны. Новая Зеландия оставалась зависимой от Нового Южного Уэльса до 3 мая 1841, когда она была объявлена отдельной колонией британской короны. В 1846 парламент принял закон, учреждавший представительские институты; но губернатор, сэр Джордж Грей, отложил провозглашение этой конституции на том основании, что некоторые из ее положений противоречили договору Ваитанги. В 1852 парламент принял Конституционный акт, предоставивший полномочия по самоуправлению Генеральной ассамблее, состоявшей из назначаемого законодательного совета и выборной палаты представителей. Акт 1852 учредил также провинциальные советы, но они были упразднены в 1876. С 1852 по 1907 в Новой Зеландии действовал режим самоуправления. В 1907 она стала именоваться доминионом, но без какого-либо изменения своего конституционного статуса. В 1931 по Вестминстерскому статуту Великобритания предоставила полное самоуправление всем своим доминионам. Новозеландский парламент не признавал этого статута до 1947, оставив за британским правительством решение внешнеполитических вопросов. После того как в 1935 к власти в стране пришло первое лейбористское правительство, Новая Зеландия заключила договоры и обменялась дипломатическими представителями с рядом иностранных государств, в том числе с США. Борьба за самоуправление. Основные события первого периода колониальной истории, 18401856, были связаны с борьбой поселенцев за самоуправление. К 1856 советы провинций получили большие полномочия, и до 1876 представители провинций были достаточно сильны в Ассамблее. Еще в 1840-е годы поселенцы острова Южный поняли, что овцеводство и экспорт шерсти очень выгодны, а в 1860-е годы представления о богатствах юга были подтверждены открытием золота в Отаго и Уэстленде. Эти события укрепили решимость политических деятелей юга самостоятельно управлять своими землями. Однако на острове Северный намерения британских поселенцев владеть и управлять землями встретили сильное сопротивление маори, которое временами находило выход в открытых военных действиях. После поражения маори в Уаикато и в особенности Таранаки правительство приняло ряд законов, открывших широкие возможности для крупномасштабной конфискации, продажи и аренды земли. Земли острова Северный, с их сильно расчлененным рельефом и густым лесным покровом, были труднее для освоения, поэтому здесь преобладали небольшие семейные фермы, сочетавшие земледелие и животноводство. В 1870 к власти пришел Дж.Фогель, выдвинувший программу национального займа для финансирования иммиграции и общественных работ. Большая часть этих средств была вложена в экономику острова Южный, так как представители провинций составляли большинство в парламенте. Однако они стремились сохранить за собой контроль над землями, которые Фогель хотел зарезервировать для финансирования займа; последовавшая борьба закончилась тем, что Фогель в 1876 упразднил советы провинций. Развитие экономики. Процветание в Новой Зеландии, которое пришло после Гражданской войны в США и франко-прусской войны в Европе, закончилось тяжелыми финансовыми кризисами 1874 и 1879, за которыми последовал период депрессии, продолжавшийся до 1896. С 1870 по 1890 (с двумя короткими перерывами) у власти оставалось так называемое «Постоянное правительство», состоявшее из консерваторов и выражавшее интересы в основном крупных фермеров-овцеводов. В 1885, названном «годом исхода», многие сотни людей покинули Новую Зеландию, направившись главным образом в Австралию. В это же время возникли мощные общественные движения за предоставление избирательного права женщинам, за антиалкогольное законодательство, за протекционистские тарифы для предприятий обрабатывающей промышленности и за государственный социализм, который мог бы положить конец затяжной экономической депрессии. Социальные эксперименты. Конституционный акт 1852 содержал имущественные ограничения для избирателей, но со временем большая часть этих ограничений была отменена, а круг имеющих право голоса расширен. В 1876 были созданы четыре маорийских избирательных округа. В 1879 право голоса получили мужчины, достигшие 21 года, а имущественные ограничения были ослаблены. В 1890 первые выборы, проводившиеся по принципу «один человек, один голос», привели к власти коалицию во главе с либералом Джоном Баллансом; в 1893 Балланса сменил на посту премьера Ричард Джон Седдон, под руководством которого либералы стали первой в Новой Зеландии крупной политической партией. Либеральную партию поддерживали в основном мелкие фермеры и профсоюзные организации. Седдон оставался премьер-министром до конца жизни в 1906.В течение первых лет руководства Седдона Новая Зеландия стала известна на весь мир своими смелыми социальными экспериментами. С принятием Закона о земле и подоходном налоге в 1891 была полностью изменена вся система налогообложения. Налоги были сделаны прогрессивными и взимались в зависимости от стоимости необработанной городской и сельской земли, а также в зависимости от дохода, тогда как регрессивные налоги на собственность были отменены. Импортные тарифы были увеличены, что принесло значительные поступления в казну. Были приняты меры для облегчения покупки земель маори. Закон о землях для заселения 1892 ограничивал размеры продаваемых земельных участков и предусматривал обязательную перепродажу крупных поместий с целью их разделения и дальнейшего более плотного заселения. Законом о ссудах поселенцам 1894 предусматривались долгосрочные кредиты мелким владельцам для приобретении земли. Управление сельского хозяйства оказывало техническую помощь мелким фермерам, организовав кооперативные предприятия в развивающейся молочной промышленности, которая возникла после того, как в 1880-х годах стал возможен экспорт ее продукции в охлажденном виде. В 1890-е годы было принято прогрессивное трудовое законодательство, которым регулировался размер оплаты и условия труда и гарантировалась выплата компенсаций пострадавшим в результате несчастного случая на производстве. Однако самое большое внимание привлек закон 1894 о примирении и арбитраже в промышленности, который требовал обязательного арбитража в случае трудовых конфликтов. Эффективный, децентрализованный механизм улаживания трудовых споров был разработан при поддержке автора закона Уильяма Пембера Ривза, министра труда, и Вильяма Треджиэра, постоянного главы управления труда. Новый арбитражный суд был уполномочен выносить решения по всем вопросам, в том числе по оплате труда, по которым примирительные советы не достигали соглашения, и включать мировые соглашения в решения арбитража. В 1893 Новая Зеландия стала первой страной, предоставившей избирательное право женщинам (достигшим 21 года). В 1898 был принят закон о пенсиях по старости. Предприятия общественного пользования, такие, как железные дороги, телефон и телеграф, с самого начала являлись государственной монополией; были осуществлены также эксперименты по построению «государственного социализма»: создание управления по передаче земли (1860), государственного управления по страхованию жизни (1869) и управления по государственной опеке (1872). В 1893 Банку Новой Зеландии, крупнейшему коммерческому банку, угрожало банкротство, и он был спасен только благодаря вмешательству государства. |
|