Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Литература. К самым первым произведениям новозеландской литературы относятся произведения поселившихся здесь англичан, например, Сэмюэля Батлера, первая книга которого Первый год в Кентерберийском селении (1863) была написана, когда автор занимался разведением овец на Южном острове. Едгин (1872) Батлера был написан также в Новой Зеландии, действие же происходит в Южных Альпах. Основателем новозеландской литературы следует считать Алфреда Доммета (18111887). Его Ранольф и Амохья (1872), поэтический эпос из жизни маори, написанный в классическом стиле и высоко оцененный как Браунингом, так и Теннисоном, стал первым большим произведением новозеландской литературы. Конец 19 начало 20 в. ознаменовались появлением трех замечательных писателей. Кэтрин Мэнсфилд (18881923) известна как автор кратких повестей, занявших видное место в мировой литературе, мастер повествовательного жанра и ярких описаний. Большой популярностью пользовались поэты Вильям Пембер Ривз (18571922) и Джесси Маккэй (18641938). В 1920-е годы начала публиковать свои стихи Эйлин Дагган. В произведениях поэтов 1930-х годов ощущаются ностальгические мотивы или чувство разочарования и неверия в свою страну. Такова, например, сатира Дениса Гловера ( Араватта Билл, 1935). Алана Малгана (Альдебаран, 1937) все еще привлекали образы английских ландшафтов и утонченного быта британского дворянства и, вероятно, стилистическое совершенство произведений английских поэтов Джорджа Крэбба и Оливера Голдсмита. Однако уже А.Р.Д.Фэрберн (Доминион, 1938) писал о социальной несправедливости, царившей во времена экономической депрессии, а кружок поэтов, связанных с Оклендским университетом, отличался левым уклоном и был настроен против традиционных ценностей; Р.А.К.Мейсон (Этот мрак рассеется, 1941) писал о жизни во враждебной среде, в культуре, которая в своей основе антагонистична поэтической выразительности. Некоторые из этих веяний прослеживаются и в поэзии послевоенного периода, когда ряд талантливых поэтов получили международное признание. Заметное место среди них занимает Аллен Кэрноу (Берег в неизвестных морях, 1943; Узнаете, когда попадете туда, 1982), начавший публиковаться в 1930-е годы. О нем говорили, что он будет признан одним из величайших англоязычных поэтов-модернистов. Плодовитый Джеймс К.Бакстер (Письма с острова Свиньи, 1966; Иерусалимские сонеты, 1970) оказывал большое влияние на литературу страны до конца своей недолгой жизни в 1972. Большинство антологий английской поэзии включают стихи Флер Эдкок (Тигры, 1967); хотя поэтесса и жила по большей части в Лондоне, в ее произведениях ощущается живая связь с Новой Зеландией. Из поэтов, в произведениях которых присутствует «подлинный дух маори», наибольшей известностью пользуется Хоне Туваре, опубликовавший сборник стихов в 1987.Самые первые романы, появившиеся в Новой Зеландии, описывали жизнь и войны маори. Типичным для этого жанра был роман Таранаки: повесть о войне (1861) майора Х.Б.Стоуни. Отчаянный Билл Эндерби (1873) Винсента Пайка стал первым романом, написанным и напечатанным в Новой Зеландии. Глубокий след в национальной литературе оставили произведения Джейн Мандер (18771949), автора Повести о новозеландской реке (1920), в которой впечатляюще изображена жизнь в городке с лесопильным заводом; Джин Диванни, автора романов, проникнутых духом социалистического гуманизма (Мясная лавка, 1926); Айрис Вилкинсон, писавшей под псевдонимом Робин Хайд (19061939), которая показала драматические последствия Первой мировой войны в романах Пропуск в ад (1935) и И время не осудит (1938); и Джон Малган (19111945), роман которого Одинокий человек (1939) написан под влиянием произведений Хемингуэя.Самый оригинальный романист послевоенного периода Джанет Фрэйм, автор рассказа Совы в самом деле кричат (1957). Сложная система символов и приверженность к внутреннему монологу сохраняется и в ее более поздних книгах.Иан Кросс, автор Божественного мальчика (1957) и После дня Анзака (1960), раскрывает в первом романе психологическое состояние тринадцатилетнего мальчика, который заново переживает давнюю семейную трагедию, а во втором рассматривает особенности новозеландского характера. Основные проблемы, волнующие новозеландских романистов, нашли яркое выражение в романах Сильвии Эштон-Уорнер (Учитель,1956; Старая дева, 1958; Фимиам идолам, 1960), большей части основанных на ее собственном педагогическом опыте. В 1980-е годы стала известной Кэри Хьюлм, роман которой Костлявый народ получил в 1988 Букеровскую премию в Великобритании.Морис Шедболт ( Версия Лавлока, 1980; Время иудея, 1986; Воины понедельника, 1990) уже сорок лет пишет романы, в которых описываются и истолковываются различные события новозеландской истории и аспекты ее культуры. Еще один романист, популярность которого постоянно растет, Морис Ги (Трилогия отвеса, 1995; Уходя на запад, 19911992; Пути любви, 1996). В 1990-е годы целый ряд женщин-писательниц добился признания как у себя на родине, так и за рубежом. Пожалуй, наибольшей отточенностью отличаются работы Фионы Кидманн (Порода женщин, 1979; Книга секретов, 1987; Настоящие звезды, 1990) и Барбары Андерсон (Портрет жены художника, 1992; Все девушки Ниццы, 1993; Гость в доме, 1995). Наиболее значительным маорийским романистом считается Уити Ихимаэра (Танги, 1973; Оседлавший кита, 1987; Ночи в саду Испании, 1996). В жанре короткого рассказа успешно выступают Фрэнк Сарджессон, Родрик Финлейсон, Шедболт, Ги, Ихимаэра, Андерсон и Оуэн Маршалл. В 1970-е годы начала публиковаться ставшая вскоре известной Патриция Грейс. Будучи сама потомком маори, она затрагивает в своих произведениях проблемы, с которыми сталкиваются маори в Новой Зеландии, населенной преимущественно белыми. Ее перу принадлежат Уаиарики (1975), Мечта спящих и другие рассказы (1980), и Электрический город и другие рассказы (1988). Среди немногих известных драматических произведений достойны упоминания произведения Аллена Кэрноу (Лунный участок, 1959) и Брюса Мейсон (Дерево Похутукава, 1960). |
|