Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Средние века. Одна за другой волны варварских нашествий готов, вандалов, бургундов, гуннов, свевов хлынули на территорию Западной Римской империи. Понадобились века, чтобы из хаоса возник новый порядок. От периода 500800, часто называемого «темными веками», осталось не много произведений архитектуры; причиной тому не только малые масштабы строительной деятельности, но и последующие перестройки и разрушение памятников. Так, от эпохи Карла Великого до нас дошли только Ахенская капелла и небольшая группа церковных построек. Создатель Ахенской капеллы взял за образец юстиниановскую церковь Сан Витале в Равенне. Оба здания представляют собой восьмигранные сооружения с колоннами, расставленными в пролетах между главными опорными столбами. Среди других построек этой эпохи небольшая украшенная мозаиками церковь в Жерминьи ле Пре. Согласно одной из существующих реконструкций, ее угловые компартименты были перекрыты куполами, а в центре находилась башня. В Англии сохранилось много церквей, возведенных еще до норманнского завоевания. Они маленькие, очень высокие, с массивными, грубо сложенными сводами. Несмотря на наличие ряда общих черт и конструктивного сходства, принято различать романский стиль Бургундии и Испании, Прованса и Оверни, Сицилии и Ломбардии. Бургундия. В Бургундии, на родине Клюнийского ордена, где возникло романское искусство, применяли самые разные конструкции свода. Собор аббатства Клюни имел цилиндрический свод в центральном нефе и крестовые в боковых, а в церкви Сен Филибер в Турню главный неф был перекрыт поперечными цилиндрическими сводами, разделенными арками. В Везле же пространство храма перекрыто крестовыми сводами. Порталы бургундских церквей были богато украшены скульптурой, а колонны увенчаны сложными резными капителями. Аквитания. Севернее Тулузы, в Аквитании, сложился собственный тип церкви. В Сен Фрон в Перигё был взят за основу план собора Сан Марко в Венеции в форме греческого креста, с пятью куполами. Овернь. По своей конструктивной схеме соборы Оверни похожи на те, что строили в Провансе, но их трансепт и средокрестие иногда повышены. Над средокрестием двухъярусная башня, увенчанная пирамидальной кровлей. Прованс. Романский стиль юго-восточной Франции получил воплощение в архитектуре церкви Сен Трофим в Арле. Зодчие остановили свой выбор на простейшем цилиндрическом своде для главного нефа и полуцилиндрических сводах для боковых. Осветить здание с помощью верхних окон невозможно, поэтому в церкви так же темно, как в Сант Амброджо. Прованс принадлежал к числу наиболее процветающих римских провинций, и там сохранилось множество античных построек, в том числе знаменитый Мезон Карре в Ниме. Отсюда классический характер деталей портала церкви Сен Трофим. Каннелированные коринфские пилястры, греческий мотив зубчатого орнамента и сенаторская осанка скульптурных фигур несомненно связаны с античным прошлым этих мест. Нормандия. Норманны использовали в своих сооружениях достижения романской архитектурной школы Ломбардии (примером может служить собор Сент Этьен в Кане). В Нормандии был создан шестичастный крестовый свод. Романские церкви Нормандии обычно имеют план в форме латинского креста, двухбашенный западный фасад и стропильное перекрытие центрального нефа, который часто значительно превосходит по ширине боковые; интерьер образован тремя ярусами горизонтальных членений (колоннада нефа, галереи и клерестория). |
|