Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Небоскребы. Небоскребы появились еще до Всемирной выставки в Чикаго. Их строительство стало возможным благодаря двум нововведениям. Во-первых, чтобы подняться на верхние этажи, был необходим лифт. В третьей четверти 19 в. лифты появились в офисах, а к 1880-м в лифте можно было добраться до 10-го этажа. Во-вторых, металлический каркас должен был теперь поддерживать не только перекрытия, но и стены; в противном случае несущая стена из каменной кладки при большой высоте здания приобрела бы очень большую толщину у основания. Первым сооружением, где металлический каркас поддерживал и перекрытия и стены, стало здание шоколадной фабрики Менье во французском Нуазьель-сюр-Марн (1871), но там речь шла только о трех-четырех этажах. В начале 1880-х годов инженер из Миннеаполиса Лерой Бафингтон разработал проекты использования этой конструктивной схемы в зданиях повышенной этажности. Через несколько лет он разработал техническую модель 28-этажного небоскреба. Первым небоскребом стало здание страховой компании в Чикаго (18831885), построенное по проекту Уильяма Дженни. Одним из самых выразительных среди ранних небоскребов стал чикагский масонский храм (1891), построенный по проекту Бернхема и Рута. Верхние этажи этой двадцатидвухэтажной постройки напоминают старые здания немецких ратуш, только здесь эта архитектурная форма оказалась поднятой на бльшую высоту. Некоторые архитекторы, в том числе Джордж Пост (Сент-Пол-билдинг в Нью-Йорке), отдавали предпочтение стилю «модернизированного классицизма» Всемирной выставки. Луис Салливен одним из первых оценил эстетические возможности небоскребов. Его Павильон транспорта, представленный на Всемирной выставке в Чикаго, имел сугубо функциональный дизайн. Когда в 1890 Салливан проектировал Уэйнрайт-билдинг для Сент-Луиса, он сделал его «гордым, рвущимся ввысь». Опорные стойки поднимаются от подножия до кровли; карниз на стальных консолях расположен под прямым углом к поверхности стены, простенки между окнами легкие и тонкие.С возведением сверхвысоких зданий была связана масса проблем. Изданный в 1916 закон о зонировании определил максимальную высоту сооружений, поставив ее в зависимость от ширины улиц и их местоположения в городе. Несмотря на то, что конкурс на лучший проект здания газеты «Чикаго трибьюн» (1922) был выигран Хоуэлсом и Худом, черпавшими вдохновение в произведениях французской пламенеющей готики, именно проект Элиэля Сааринена, удостоенный второй премии, оказал сильнейшее влияние на дальнейшее строительство небоскребов. Здание офиса телефонной компании «Барклэй Вези», построенное в Нью-Йорке фирмой «Мак-Кензи Ворхеес Гмелин», с башенной частью, уступами утончающейся кверху, типично для этого времени. Группа архитекторов, работавших над проектом комплекса Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке, установила входящие в него здания на некотором расстоянии друг от друга, чтобы обеспечить свободную циркуляцию воздуха и хорошее освещение.Примером архитектуры модернизма может служить здание офиса филадельфийского Сберегательного фонда (19311932), построенное компанией «Хоу Лескейз». Наружные стены полностью опираются на каркас, что позволило создать ленточные окна по всему фасаду и даже на углах. После Второй мировой войны именно этот стиль утвердился в проектировании небоскребов. Здание Левер-хаус в Нью-Йорке (Скидмор, Оуингс и Меррил) кажется почти лишенным веса. Чередующиеся панели из стекла и пластика подчеркивают легкость стены, башня словно плывет над первым этажом. В нескольких кварталах к югу от Левер-хаус, на Парк-авеню, по проекту Миса ван дер Роэ был построен небоскреб Сигрем-билдинг (19571958). Небольшая площадка с бассейнами, в которых отражаются фасад и небо, отделяет здание от улицы. Симметричные башни Всемирного торгового центра (Ямасаки и Рот, апрель 1973) царят над нижней оконечностью Манхаттана. Их высота (411 м) оставалась превзойденной до августа того же года, когда в небо поднялась башня Сирс-тауэр в Чикаго (Скидмор, Оуэнс и Меррил) 442-метровой высоты. Франк Ллойд Райт. Крупнейший американский архитектор 20 в. Франк Ллойд Райт видел будущее архитектуры не в строительстве небоскребов, хотя сам создал несколько проектов высотных зданий (так никогда и не построенных). Райт занимался разработкой теории функционализма, основы которой были заложены его учителем Салливеном. Каждое его сооружение всецело отвечает своему назначению. Материал подчеркивает характер формы, ее уникальные свойства. Райт понимал пространство как субстанцию, свободно перетекающую из помещения в помещение и из постройки во внешнюю среду, поэтому в интерьерах созданных им зданий используется минимум внутренних перегородок, а стенки иногда делаются передвижными. Кроме того, Райт уделял большое внимание размещению постройки в окружающем ландшафте.Для церкви Согласия в Оук-парке (шт. Иллинойс) было необходимо здание с хорошими акустическими характеристиками, чтобы проповедь, произносимая с кафедры, была слышна каждому из собравшихся в храме. Зал, спроектированный Райтом, представляет собой единое кубическое пространство с галереями с трех сторон; там находятся дополнительные места для слушателей. Свет поступает в здание сверху. Очертания строения прямоугольны в соответствии с формой деревянной опалубки, в которой отливается бетонная конструкция. В декоре повторяется направление основных линий постройки. Облик каждой части сооружения ясно выражает его назначение. Башни угловых лестниц отделены от стен; верхние окна фиксируют местоположение галереи; сильный вынос кровли придает зданию ощущение надежности. Дом над водопадом (близ Милл Ран, шт. Пенсильвания) одно из наиболее известных произведений архитектора. В этой работе нашло отражение убеждение Райта в том, что главной миссией архитектора является восстановление гармонии между человеком и природой. Дом прижимается задней стороной к скале, а его гостиная нависает над водопадом. К высокой каменной опоре прикреплены монолитные железобетонные лотки, размещенные на трех уровнях. Дом Милларда в Пасадене (шт. Калифорния, 1921) стоит на возвышении, поэтому при его оформлении архитектор подчеркнул вертикали. Здесь Райт продемонстрировал возможности сборных бетонных конструкций. Блоки, из которых сложены стены, квадратные и имеют прорези в форме равностороннего креста, а блоки, образующие опоры, представляют собой слегка вытянутые по вертикали прямоугольные панели: таким образом, Райт воспользовался декоративными качествами самого бетона. В решении здания Империал-отеля в Токио (снесен в 1967) Райт избежал прямого цитирования традиционных форм японской архитектуры, однако его горизонтальная протяженность и немногочисленные элементы декора точно соответствовали окружению. Созданная архитектором конструктивная система оказалась настолько прочной, что отель выстоял во время разрушительного землетрясения 1922. Для компании «Джонсон Уокс» в Расине (шт. Висконсин) Райт построил большое административное здание, а через десять лет башню лабораторного корпуса. Офисное здание представляет собой большой одноэтажный корпус. Ощущение распластанности основного объема усиливается горизонтальными линиями полос остекления. Бетонные колонны, капители которых раскрываются подобно бутонам лилии, поддерживают кровлю. Стеклянные трубки, заполняющие промежутки между капителями, пропускают внутрь дополнительный свет. |
|