Вывести на печать

АРХИТЕКТУРА ИСЛАМА

В 642 империя Сасанидов пала под натиском арабов. Сначала мусульмане использовали для устройства мечетей сооружения покоренных народов. Мечеть, как видно на примере мечети Амру в Каире (642), обычно представляет собой открытый двор, окруженный колоннадами или аркадами; в стене, обращенной к Мекке, находится небольшая ниша – михраб, и с этой стороны портики более глубокие, часто многорядные. Снаружи высятся стройные башенки минаретов с галереями наверху, откуда муэдзины призывают верующих на молитву.

Примером может служить мечеть видеть в Кордове. Влияние позднеримской архитектуры заметно в форме и пропорциях коринфских колонн; подковообразные и стрельчатые арки, опирающиеся на античные капители, – характерные элементы арабского зодчества.

Мусульмане строили также роскошные дворцы. Дворец Альгамбра 14 в. в Гранаде представляет собой сложный комплекс помещений и двориков, окруженных портиками. В тени располагаются небольшие бассейны, фонтаны и садики. Архитектурные нововведения быстро распространились по всему огромному исламскому миру. На тонких колоннках Дворика львов в Альгамбре покоятся стрельчатые (мавританские) арки и сталактитовые своды, впервые появившиеся в персидской архитектуре, тонкий, как паутина, резной орнамент связан с искусством Сирии. В поисках художественных мотивов для украшения зданий арабские зодчие прибегали к сложнейшим орнаментальным рисункам из переплетающихся линий – арабескам.

В конце 7 в. Персия стала цитаделью ислама. При возведении соборной мечети в Исфагане была продолжена сасанидская традиция использования сводов и куполов. Важнейшую роль здесь играют мавританская арка, парус и сталактиты. Поверхность стен оживляют глазурованные изразцы и стукковые панели, украшенные орнаментом.

В эпоху Великих Моголов из Персии в Индию пришла мавританская арка. Жемчужная мечеть в Агре 17 в. облицована белоснежным мрамором, купола и арки покрыты изразцами. Самым знаменитым памятником зодчества мусульманской Индии стал Тадж-Махал в Агре. Большой центральный купол поднят над квадратным в плане основным объемом здания. По четырем сторонам света стрельчатой формы арки, вписанные в прямоугольный портал, фиксируют положение входов. Четыре стройных минарета обрамляют мавзолей с углов. Белизна мраморных стен нарушается только орнаментальными инкрустациями и надписями. Тенистые сады с бассейнами подчеркивают изящество и великолепие этого произведения мусульманского зодчества.

Индия и Юго-Восточная Азия. Когда моголы вторглись в 16 в. в Индию, их ожидала встреча с одной из древнейших мировых цивилизаций. Около 3000 до н.э. город Мохенджодаро в долине Инда имел регулярную планировку; из-за сильной влажности большинство построек было выполнено из обожженного кирпича. Жаркий климат требовал устройства внутренних двориков; их окружали просторные покои; сточные воды из кухонь и многочисленных бань поступали в городскую канализационную систему.

Ступа (первоначально – надгробный памятник) стала одной из архитектурных форм буддизма вскоре после его возникновения в 6 в. до н.э. Ступа I в Санчи, расположенная на вершине огромного холма, окружена каменной оградой, форма которой свидетельствует о происхождении от деревянной конструкции. Ограда имеет четверо ворот, ориентированных по сторонам света. В скульптурных рельефах – буддийские символы и эпизоды из жизни Будды. В буддийских монастырях, как в скальном храме в Карли (185–80 до н.э.), устраивались залы – Чатья. Ступа несколько меньших размеров занимает место, которое в христианской церкви отведено алтарю. Процессия верующих совершала обход ступы. Веками формировался храмовый комплекс на горе Кайласа в Эллоре (600–850), в состав которого входят джайнский, буддийский и индуистский монастыри.

Раннеиндуистский храм Дурга в Айхоле (320–600) имеет невысокую целлу (со святилищем); массивные каменные колонны, поставленные перед ней на общий парапет, образуют портик. К портику с одной стороны примыкает приземистая пирамидальная башня. Со временем целлу стали делать меньшей по размеру, а башню – более высокой, усиливая наклон ее стен по мере приближения к вершине, что можно видеть на примере храма Лингараджа в Бхуванешваре 10 в. Четырехгранные башни (гопурам) храма Мадуры 17 в. почти полностью покрыты скульптурными изображениями, их архитектурная форма практически скрыта. Таким же обилием скульптурной декорации отличается джайнский храм в Маунт Абу 11 в.; здесь скульптурой покрыты колонны, арки, консоли, потолок.

Яванская культура при царях династии Шайлендра сформировалась под индийским влиянием. Гигантская ступа Боробудур (8 в.) имеет в плане квадрат, ориентированный по странам света. Войдя в главные ворота с восточной стороны, паломник мог обойти ступу кругом по многоярусным галереям, украшенным сплошным скульптурным фризом. Сначала его глазам представали сцены войн и насилия, затем эпизоды из жизни Будды и совершенные им чудеса. Над шестью квадратными нижними террасами поднимаются еще три, круглые в плане. Рельефы повествуют о мире духовном, по контрасту с миром телесным, представленным в изображениях, расположенных внизу. Количество скульптуры, высеченной из грубого вулканического камня, поразительно: более 400 больших статуй Будды и 5000 метров рельефов.

Когда в 9 в. яванцы захватили Камбоджу, они оказались в стране, архитектурные традиции которой восходили к индийской культуре эпохи Гуптов. Однако архитектура города Ангкортхом, и храм Ангкорвоа не несут следов индийского или яванского влияния. В основе планировки города система пересекающихся осей. Широкие улицы вели к массивным воротам, а в расположенных вдоль улиц широких портиках были расставлены многочисленные статуи. В центре города находился храм Байон, на 51 башне которого были высечены гигантские лики. На основе системы осевой симметрии выстроен и храм Ангкорвоа (12 в.). Вертикали башен центральной части комплекса уравновешиваются горизонталями террас и галерей.

назад   дальше



АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Мастаба
Пирамиды
Храмы
АРХИТЕКТУРА МЕСОПОТАМИИ
Зиккураты
Дворцы
АРХИТЕКТУРА ЭГЕЙСКОГО МИРА
ГРЕЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Храмы
Дорический ордер
Ионический ордер
Акрополь
Коринфский ордер
Жилище
РИМСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Храмы
Постройки форумов
Театры и амфитеатры
Термы
Триумфальные арки
Жилые дома
Поздняя римская архитектура
РАННЕХРИСТИАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Базилики
Архитектура Византии
Средние века
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Бургундия
Аквитания
Овернь
Прованс
Нормандия
Испания
Сицилия
Тоскана
Ломбардия
Германия
Англия
ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Французская готика
Английская готика
Готическая архитектура в других странах
Светские сооружения эпохи готики
АРХИТЕКТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Флоренция
Рим
Франция
Испания
Англия
АРХИТЕКТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Италия
Франция
Англия
ОБРАЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ЭПОХ
Римское «возрождение»
Греческое «возрождение»
Готическое «возрождение»
АМЕРИКАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Британское влияние
Небоскребы
Франк Ллойд Райт
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Новые материалы
Новые формы
Интернациональный стиль
ПОСЛЕВОЕННАЯ АРХИТЕКТУРА
НОВЕЙШИЕ ТЕЧЕНИЯ
АРХИТЕКТУРА НЕЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР
Америка до Колумба
Персия
АРХИТЕКТУРА ИСЛАМА
Индия и Юго-Восточная Азия
Китай и Япония
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
11/12/2019

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!