Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Примером может служить мечеть видеть в Кордове. Влияние позднеримской архитектуры заметно в форме и пропорциях коринфских колонн; подковообразные и стрельчатые арки, опирающиеся на античные капители, характерные элементы арабского зодчества. Мусульмане строили также роскошные дворцы. Дворец Альгамбра 14 в. в Гранаде представляет собой сложный комплекс помещений и двориков, окруженных портиками. В тени располагаются небольшие бассейны, фонтаны и садики. Архитектурные нововведения быстро распространились по всему огромному исламскому миру. На тонких колоннках Дворика львов в Альгамбре покоятся стрельчатые (мавританские) арки и сталактитовые своды, впервые появившиеся в персидской архитектуре, тонкий, как паутина, резной орнамент связан с искусством Сирии. В поисках художественных мотивов для украшения зданий арабские зодчие прибегали к сложнейшим орнаментальным рисункам из переплетающихся линий арабескам. В конце 7 в. Персия стала цитаделью ислама. При возведении соборной мечети в Исфагане была продолжена сасанидская традиция использования сводов и куполов. Важнейшую роль здесь играют мавританская арка, парус и сталактиты. Поверхность стен оживляют глазурованные изразцы и стукковые панели, украшенные орнаментом. В эпоху Великих Моголов из Персии в Индию пришла мавританская арка. Жемчужная мечеть в Агре 17 в. облицована белоснежным мрамором, купола и арки покрыты изразцами. Самым знаменитым памятником зодчества мусульманской Индии стал Тадж-Махал в Агре. Большой центральный купол поднят над квадратным в плане основным объемом здания. По четырем сторонам света стрельчатой формы арки, вписанные в прямоугольный портал, фиксируют положение входов. Четыре стройных минарета обрамляют мавзолей с углов. Белизна мраморных стен нарушается только орнаментальными инкрустациями и надписями. Тенистые сады с бассейнами подчеркивают изящество и великолепие этого произведения мусульманского зодчества. Индия и Юго-Восточная Азия. Когда моголы вторглись в 16 в. в Индию, их ожидала встреча с одной из древнейших мировых цивилизаций. Около 3000 до н.э. город Мохенджодаро в долине Инда имел регулярную планировку; из-за сильной влажности большинство построек было выполнено из обожженного кирпича. Жаркий климат требовал устройства внутренних двориков; их окружали просторные покои; сточные воды из кухонь и многочисленных бань поступали в городскую канализационную систему.Ступа (первоначально надгробный памятник) стала одной из архитектурных форм буддизма вскоре после его возникновения в 6 в. до н.э. Ступа I в Санчи, расположенная на вершине огромного холма, окружена каменной оградой, форма которой свидетельствует о происхождении от деревянной конструкции. Ограда имеет четверо ворот, ориентированных по сторонам света. В скульптурных рельефах буддийские символы и эпизоды из жизни Будды. В буддийских монастырях, как в скальном храме в Карли (18580 до н.э.), устраивались залы Чатья. Ступа несколько меньших размеров занимает место, которое в христианской церкви отведено алтарю. Процессия верующих совершала обход ступы. Веками формировался храмовый комплекс на горе Кайласа в Эллоре (600850), в состав которого входят джайнский, буддийский и индуистский монастыри. Раннеиндуистский храм Дурга в Айхоле (320600) имеет невысокую целлу (со святилищем); массивные каменные колонны, поставленные перед ней на общий парапет, образуют портик. К портику с одной стороны примыкает приземистая пирамидальная башня. Со временем целлу стали делать меньшей по размеру, а башню более высокой, усиливая наклон ее стен по мере приближения к вершине, что можно видеть на примере храма Лингараджа в Бхуванешваре 10 в. Четырехгранные башни (гопурам) храма Мадуры 17 в. почти полностью покрыты скульптурными изображениями, их архитектурная форма практически скрыта. Таким же обилием скульптурной декорации отличается джайнский храм в Маунт Абу 11 в.; здесь скульптурой покрыты колонны, арки, консоли, потолок. Яванская культура при царях династии Шайлендра сформировалась под индийским влиянием. Гигантская ступа Боробудур (8 в.) имеет в плане квадрат, ориентированный по странам света. Войдя в главные ворота с восточной стороны, паломник мог обойти ступу кругом по многоярусным галереям, украшенным сплошным скульптурным фризом. Сначала его глазам представали сцены войн и насилия, затем эпизоды из жизни Будды и совершенные им чудеса. Над шестью квадратными нижними террасами поднимаются еще три, круглые в плане. Рельефы повествуют о мире духовном, по контрасту с миром телесным, представленным в изображениях, расположенных внизу. Количество скульптуры, высеченной из грубого вулканического камня, поразительно: более 400 больших статуй Будды и 5000 метров рельефов. Когда в 9 в. яванцы захватили Камбоджу, они оказались в стране, архитектурные традиции которой восходили к индийской культуре эпохи Гуптов. Однако архитектура города Ангкортхом, и храм Ангкорвоа не несут следов индийского или яванского влияния. В основе планировки города система пересекающихся осей. Широкие улицы вели к массивным воротам, а в расположенных вдоль улиц широких портиках были расставлены многочисленные статуи. В центре города находился храм Байон, на 51 башне которого были высечены гигантские лики. На основе системы осевой симметрии выстроен и храм Ангкорвоа (12 в.). Вертикали башен центральной части комплекса уравновешиваются горизонталями террас и галерей. |
|