Вывести на печать

Англия. В английской архитектуре этого времени господствовала готика. Итальянский мастер Пьетро Торриджано украсил скульптурными изображениями херувимов и ренессансными пилястрами готическое надгробие Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Его соотечественники создали терракотовые рондо с бюстами римских императоров для украшения дворца Хэмптон Корт, принадлежавшего кардиналу Вулси. Но если оставить в стороне декор, Хэмптон Корт представляет собой обычную готическую постройку. Новый ренессансный стиль едва ли мог укорениться на английской почве. Одной из главных причин этого является отсутствие собственной классической традиции (Франция исторически была более «романизирована», чем Англия: французские архитекторы могли увидеть античные памятники не только во время путешествий в Италию, но и на своей земле). Проникновению ренессансных влияний из Италии в Англию препятствовали также политические и религиозные разногласия между двумя странами.

АРХИТЕКТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

В 1517 Мартин Лютер положил начало движению Реформации. В 20-е годы 16 в. начинается кризис ренессансного мировоззрения. Вере в беспредельные возможности человека приходят на смену страх и растерянность. Неуверенность в собственных силах побуждает к новым поискам. Духовная ситуация получает отражение в художественной жизни общества. Контрреформация, начатая Тридентским собором (1545–1563), зарождение ордена иезуитов (1540) и учреждение римской инквизиции (1542) придают этой эпохе особую религиозную и эмоциональную окраску.

Италия. Сложившийся еще в эпоху Ренессанса архитектурный стиль Микеланджело (1475–1564) проявился в полную силу уже в эпоху Контрреформации. Микеланджело расположил три палаццо на вершине Капитолийского холма по сторонам трапециевидной в плане и немного понижающейся к краям площади. Фасады расположенных справа и слева палаццо Консерваторе (сейчас там выставлены произведения античного искусства из собрания Капитолийских музеев) разделены на два этажа: нижний занимают открытые лоджии, в верхнем чередуются окна с треугольными и лучковыми фронтонами. Высокие коринфские пилястры объединяют оба этажа. В 1546 Микеланджело был назначен главным архитектором собора св. Петра. Художник вернулся к первоначальному плану Браманте в форме греческого креста, но придал столбам и стенам бльшую массивность и усилил напряжение декоративных членений. Огромную постройку должен был венчать гигантский купол, сооруженный уже после смерти мастера, по его проекту, архитектором Джакомо делла Порта. При проектировании архитектурных деталей Микеланджело мыслил прежде всего как скульптор, заботящийся о пластической разработке каждого участка поверхности и организации «игры» выпуклых и вогнутых форм и светотени. Чтобы добиться своей цели, он отошел от «классического» подхода в понимании архитектуры, который был характерен для произведений Браманте, и открыл путь стилю барокко.

В венецианской архитектуре ренессансный стиль просуществовал до 80-х годов 16 в. В решении виллы Ротонда близ Виченцы Андреа Палладио (1518–1580) использовал четыре четырехколонных ионических портика, которые расположил по сторонам от центрального квадратного в плане объема. Произведения Палладио прекрасно спропорционированы, точно продуманы в каждой детали. Его Четыре книги об архитектуре, содержащие математический расчет пропорций архитектурных ордеров, стали впоследствии главным учебником для нескольких поколений английских архитекторов 17 и 18 вв. Джакомо Виньола (1507–1573) издал трактат об архитектурных ордерах, который оказал воздействие на формирование французской Школы изящных искусств. Разработанная Виньолой композиция церкви Иль Джезу в Риме (1568–1584) с просторным главным нефом, в который открываются ряды капелл, нешироким трансептом, куполом над средокрестием, цилиндрическими сводами над другими пространствами нефа, трансептом и хором стала образцом архитектуры иезуитских церквей, во множестве строившихся в 17 в. по всей Европе. Фасад церкви, спроектированный Джакомо делла Порта (1537–1604), имеет двухъярусную композицию, со спаренными пилястрами и мощными волютами, объединяющими оба этажа. Над порталом треугольный фронтон заключен внутрь лучкового. Схема демонстрирует не привычное для Ренессанса равновесие, а внутреннее напряжение, подчинение одних форм другим.

В начале 17 в. в Ватикане было решено внести изменения в проект собора св. Петра, созданный Микеланджело, вытянув западную ветвь здания, чтобы придать его плану очертания латинского креста. Карло Мадерно (1556–1629) удлинил главный неф и пристроил к храму нартекс и фасад. Такая постройка лучше соответствовала требованиям литургии, но имела один существенный недостаток: купол, прекрасно видимый издалека, по мере приближения к нему постепенно скрывался за фасадом. Этот невыгодный с художественной точки зрения эффект «проседания купола» удалось нивелировать Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680) – создателю проекта площади св. Петра. Сооруженные им полукруглые колоннады подводят к трапецевидной в плане внутренней площади перед собором, создавая типичное для искусства барокко ощущение динамики пространства: колоннады словно руки охватывают толпу верующих, втягивая их в интерьер церкви.

Криволинейный фасад и овал плана римской церкви Сан Карло у четырех фонтанов, спроектированной Франческо Борромини (1599–1667), отражает пристрастие эпохи к сложным, динамичным формам. Свобода обращения с ордерной декорацией и мощная экспрессия деталей и целого порождают здесь совершенно иные по характеру архитектурные образы, чем академически строгие постройки Палладио.

В произведениях испанского барокко, например в здании Картухи в Гранаде, поверхность стен так плотно покрыта скульптурным декором, что сами стены, кажется, растворяются в этой узорности.

В церквах южной Германии барочная игра с пространством еще более причудлива, чем в творениях Борромини.

назад   дальше



АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Мастаба
Пирамиды
Храмы
АРХИТЕКТУРА МЕСОПОТАМИИ
Зиккураты
Дворцы
АРХИТЕКТУРА ЭГЕЙСКОГО МИРА
ГРЕЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Храмы
Дорический ордер
Ионический ордер
Акрополь
Коринфский ордер
Жилище
РИМСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Храмы
Постройки форумов
Театры и амфитеатры
Термы
Триумфальные арки
Жилые дома
Поздняя римская архитектура
РАННЕХРИСТИАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Базилики
Архитектура Византии
Средние века
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Бургундия
Аквитания
Овернь
Прованс
Нормандия
Испания
Сицилия
Тоскана
Ломбардия
Германия
Англия
ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Французская готика
Английская готика
Готическая архитектура в других странах
Светские сооружения эпохи готики
АРХИТЕКТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Флоренция
Рим
Франция
Испания
Англия
АРХИТЕКТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Италия
Франция
Англия
ОБРАЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ЭПОХ
Римское «возрождение»
Греческое «возрождение»
Готическое «возрождение»
АМЕРИКАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Британское влияние
Небоскребы
Франк Ллойд Райт
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Новые материалы
Новые формы
Интернациональный стиль
ПОСЛЕВОЕННАЯ АРХИТЕКТУРА
НОВЕЙШИЕ ТЕЧЕНИЯ
АРХИТЕКТУРА НЕЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР
Америка до Колумба
Персия
АРХИТЕКТУРА ИСЛАМА
Индия и Юго-Восточная Азия
Китай и Япония
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
19/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!