Вывести на печать

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ

Большинство архитектурных стилей возникло в связи с внедрением новых материалов, новых конструкций и новых типов сооружений.

Новые материалы. Первенство принадлежит, несомненно, стали и железобетону. К ним следует добавить стекло, используемое в виде больших листов и стеклоблоков, из которых делают полупрозрачные стенки, а также пластмассу и другие искусственные материалы. Традиционные материалы, такие как камень и дерево, теперь обрабатываются с помощью машин, а сборка конструкции из отдельных элементов осуществляется преимущественно в фабричных условиях. Изделия машинного производства всегда стандартны, а их поверхность обрабатывается с высокой точностью, практически недоступной для ручной работы. Изменения в средствах транспорта и системах связи, в промышленности и торговле, наконец в самой повседневной жизни поставили перед архитектором задачи, которые невозможно решить, используя старые архитектурные формы.

Перемены происходили постепенно. В 1755 в английском Колбрукдейле был построен железный мост через реку Северн. В 1801 балки и колонны из кованого железа применили при строительстве хлопкоперерабатывающего завода в Манчестере. Центральный рынок «Ле Аль» в Париже (1824) был построен как большой навес с каркасом из металлических опор и балок. Для Всемирной выставки 1851 в Лондоне сэр Джозеф Пакстон спроектировал Хрустальный дворец, гигантскую оранжерею с полностью остекленными стенами и кровлей; для каркаса здесь впервые были использованы стандартные элементы из металла. Чтобы освободить пространство большого читального зала библиотеки св. Женевьевы (1843–1850) от мощных каменных столбов, которые были необходимы для поддержки высоких сводов, Лабруст заменил их тонкими стальными колоннами и арками. Впоследствии из металла начали отливать не только балки и колонны, но и крупные блоки, которые можно было собрать вместе, создав из них целый фасад, как это было сделано Келлумом при постройке магазина Уонамейкера в Нью-Йорке. Именно применение металла сделало возможным строительство небоскребов. Сначала использовались кованое железо для изготовления балок и чугун для опор и стен, а в 1880-е годы – сталь. К концу столетия широкое распространение получил бетон, который затем стали усиливать металлической арматурой. Одной из первых значительных построек из бетона стала церковь Сен Жан на парижском Монмартре (1894), сооруженная Де Бодо.

Новые формы. Введение новых материалов, повлекшее за собой значительные конструктивные изменения, стало причиной отказа многих архитекторов от эклектического подхода. Генри Ричардсон при проектировании чикагских складов Маршал-Филд (1885–1887) поставил во главу угла функциональность и фактуру материала – камня. Луис Салливен сформулировал теорию функционализма, заявив что «форма следует функции», т.е. практическое и художественное назначение любой архитектурной детали определяет его форму. При проектировании чикагского офиса компании «Шлессингер – Майер» (1899–1904) Салливен применил для заполнения стального каркаса прямоугольные элементы, ширина которых больше высоты; именно такая форма наиболее соответствовала конструкции. Отказ от эклектики был характерен и для архитекторов Европы. Сэр Эдвин Лютьенс при постройке в Зонинге усадьбы Динери-гарденз (1900–1901) максимально упростил структуру здания, оставив лишь самое необходимое – кровлю, стены и окна.

В 1890-е годы архитекторы и дизайнеры, испытавшие влияние стиля «модерн», черпали вдохновение в мире растительных форм. В кованых решетках оград появились длинные изогнутые линии со спиралевидными завершениями, напоминающими побеги папоротника. В большинстве случаев авторы, работавшие в стиле «модерн», ограничивались созданием относительно небольших объектов. В этом стиле были оформлены некоторые станции парижского метро. В произведениях каталонского архитектора Антонио Гауди (1852–1926) поиск новых форм получил воплощение в создании очень ярких, экспрессивных образов. Причудливые шпили собора Саграда Фамилиа в Барселоне (начат в 1883) и волнообразная поверхность фасада дома Мила (Каса Мила, 1907–1912) в том же городе демонстрируют его глубоко индивидуальный стиль.

Проект турбинного цеха, исполненный Петером Беренсом для компании АЭГ (1909) в Берлине, имел большое значение для дальнейшего развития архитектуры. Массивные объемы из железобетона, казалось, отразили дух и энергию новой эпохи; гигантские, во всю высоту стены, окна заливали фабричное здание светом. В Голландии, где особенно ощущалось влияние Райта, в начале 20 в. появилось немало изящных построек из кирпича; спроектированное Хендриком Берлаге здание амстердамской Биржи (1898–1903) отличалось монументальной выразительностью и предельной простотой и ясностью форм.

В здании Почтового сберегательного банка в Вене, построенного Отто Вагнером, подчеркнут новый аспект понимания стены как некой оболочки или пленки, натянутой на раму и не несущей никакой нагрузки. Вагнер поместил оконные рамы на уровне наружной поверхности стены, так что отсутствие тени на окне создает ощущение необычайной тонкости стены, более того, сама стена имеет фактуру, подчеркивающую ее плоскостной характер. Йозеф Хоффман в здании особняка Стокле (1905–1911) в Брюсселе достиг такого же эффекта, составив стены из крупных и тонких панелей, разделенных узкими полосами обрамления, а также приблизив оконные стекла к поверхности стены.

В Скандинавии и Германии отказ от эклектики привел к возникновению еще целого ряда оригинальных архитектурных решений. И церковь Грунтвиг в Копенгагене (архитектор Йенсен Клинт, 1927) с ее вздымающимся вверх кирпичным фасадом, разлинованным вертикальными полосами наподобие органных труб, и монументальная ратуша в Стокгольме, выстроенная Рагнаром Остбергом (1912–1923), представляют архитектурные типологии, традиционные для Балтийского региона. Интерьер церкви, построенной по проекту Д.Бёма в Ной-Ульме (1926), кажется переводом форм немецкой готики на «язык» бетона с заметным упрощением архитектурных деталей. Во Франции Огюст Перре использовал бетон при строительстве церкви Нотр-Дам в Лёранси (1923–1925). Цилиндрические стойки, поставленные по углам башни, заняли место контрфорсов; пронизанные отверстиями бетонные панели сменили ажурный декор готических окон, тонкие железобетонные колонны поддерживают свод над единым зальным пространством интерьера.

назад   дальше



АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Мастаба
Пирамиды
Храмы
АРХИТЕКТУРА МЕСОПОТАМИИ
Зиккураты
Дворцы
АРХИТЕКТУРА ЭГЕЙСКОГО МИРА
ГРЕЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Храмы
Дорический ордер
Ионический ордер
Акрополь
Коринфский ордер
Жилище
РИМСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Храмы
Постройки форумов
Театры и амфитеатры
Термы
Триумфальные арки
Жилые дома
Поздняя римская архитектура
РАННЕХРИСТИАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Базилики
Архитектура Византии
Средние века
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Бургундия
Аквитания
Овернь
Прованс
Нормандия
Испания
Сицилия
Тоскана
Ломбардия
Германия
Англия
ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Французская готика
Английская готика
Готическая архитектура в других странах
Светские сооружения эпохи готики
АРХИТЕКТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Флоренция
Рим
Франция
Испания
Англия
АРХИТЕКТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Италия
Франция
Англия
ОБРАЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ЭПОХ
Римское «возрождение»
Греческое «возрождение»
Готическое «возрождение»
АМЕРИКАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Британское влияние
Небоскребы
Франк Ллойд Райт
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Новые материалы
Новые формы
Интернациональный стиль
ПОСЛЕВОЕННАЯ АРХИТЕКТУРА
НОВЕЙШИЕ ТЕЧЕНИЯ
АРХИТЕКТУРА НЕЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР
Америка до Колумба
Персия
АРХИТЕКТУРА ИСЛАМА
Индия и Юго-Восточная Азия
Китай и Япония
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
18/08/2019

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!