Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Перемены происходили постепенно. В 1755 в английском Колбрукдейле был построен железный мост через реку Северн. В 1801 балки и колонны из кованого железа применили при строительстве хлопкоперерабатывающего завода в Манчестере. Центральный рынок «Ле Аль» в Париже (1824) был построен как большой навес с каркасом из металлических опор и балок. Для Всемирной выставки 1851 в Лондоне сэр Джозеф Пакстон спроектировал Хрустальный дворец, гигантскую оранжерею с полностью остекленными стенами и кровлей; для каркаса здесь впервые были использованы стандартные элементы из металла. Чтобы освободить пространство большого читального зала библиотеки св. Женевьевы (18431850) от мощных каменных столбов, которые были необходимы для поддержки высоких сводов, Лабруст заменил их тонкими стальными колоннами и арками. Впоследствии из металла начали отливать не только балки и колонны, но и крупные блоки, которые можно было собрать вместе, создав из них целый фасад, как это было сделано Келлумом при постройке магазина Уонамейкера в Нью-Йорке. Именно применение металла сделало возможным строительство небоскребов. Сначала использовались кованое железо для изготовления балок и чугун для опор и стен, а в 1880-е годы сталь. К концу столетия широкое распространение получил бетон, который затем стали усиливать металлической арматурой. Одной из первых значительных построек из бетона стала церковь Сен Жан на парижском Монмартре (1894), сооруженная Де Бодо. Новые формы. Введение новых материалов, повлекшее за собой значительные конструктивные изменения, стало причиной отказа многих архитекторов от эклектического подхода. Генри Ричардсон при проектировании чикагских складов Маршал-Филд (18851887) поставил во главу угла функциональность и фактуру материала камня. Луис Салливен сформулировал теорию функционализма, заявив что «форма следует функции», т.е. практическое и художественное назначение любой архитектурной детали определяет его форму. При проектировании чикагского офиса компании «Шлессингер Майер» (18991904) Салливен применил для заполнения стального каркаса прямоугольные элементы, ширина которых больше высоты; именно такая форма наиболее соответствовала конструкции. Отказ от эклектики был характерен и для архитекторов Европы. Сэр Эдвин Лютьенс при постройке в Зонинге усадьбы Динери-гарденз (19001901) максимально упростил структуру здания, оставив лишь самое необходимое кровлю, стены и окна.В 1890-е годы архитекторы и дизайнеры, испытавшие влияние стиля «модерн», черпали вдохновение в мире растительных форм. В кованых решетках оград появились длинные изогнутые линии со спиралевидными завершениями, напоминающими побеги папоротника. В большинстве случаев авторы, работавшие в стиле «модерн», ограничивались созданием относительно небольших объектов. В этом стиле были оформлены некоторые станции парижского метро. В произведениях каталонского архитектора Антонио Гауди (18521926) поиск новых форм получил воплощение в создании очень ярких, экспрессивных образов. Причудливые шпили собора Саграда Фамилиа в Барселоне (начат в 1883) и волнообразная поверхность фасада дома Мила (Каса Мила, 19071912) в том же городе демонстрируют его глубоко индивидуальный стиль. Проект турбинного цеха, исполненный Петером Беренсом для компании АЭГ (1909) в Берлине, имел большое значение для дальнейшего развития архитектуры. Массивные объемы из железобетона, казалось, отразили дух и энергию новой эпохи; гигантские, во всю высоту стены, окна заливали фабричное здание светом. В Голландии, где особенно ощущалось влияние Райта, в начале 20 в. появилось немало изящных построек из кирпича; спроектированное Хендриком Берлаге здание амстердамской Биржи (18981903) отличалось монументальной выразительностью и предельной простотой и ясностью форм. В здании Почтового сберегательного банка в Вене, построенного Отто Вагнером, подчеркнут новый аспект понимания стены как некой оболочки или пленки, натянутой на раму и не несущей никакой нагрузки. Вагнер поместил оконные рамы на уровне наружной поверхности стены, так что отсутствие тени на окне создает ощущение необычайной тонкости стены, более того, сама стена имеет фактуру, подчеркивающую ее плоскостной характер. Йозеф Хоффман в здании особняка Стокле (19051911) в Брюсселе достиг такого же эффекта, составив стены из крупных и тонких панелей, разделенных узкими полосами обрамления, а также приблизив оконные стекла к поверхности стены. В Скандинавии и Германии отказ от эклектики привел к возникновению еще целого ряда оригинальных архитектурных решений. И церковь Грунтвиг в Копенгагене (архитектор Йенсен Клинт, 1927) с ее вздымающимся вверх кирпичным фасадом, разлинованным вертикальными полосами наподобие органных труб, и монументальная ратуша в Стокгольме, выстроенная Рагнаром Остбергом (19121923), представляют архитектурные типологии, традиционные для Балтийского региона. Интерьер церкви, построенной по проекту Д.Бёма в Ной-Ульме (1926), кажется переводом форм немецкой готики на «язык» бетона с заметным упрощением архитектурных деталей. Во Франции Огюст Перре использовал бетон при строительстве церкви Нотр-Дам в Лёранси (19231925). Цилиндрические стойки, поставленные по углам башни, заняли место контрфорсов; пронизанные отверстиями бетонные панели сменили ажурный декор готических окон, тонкие железобетонные колонны поддерживают свод над единым зальным пространством интерьера. |
|