Вывести на печать

Испания. Романская эпоха – время расцвета монастырей и монастырских орденов. Четыре дороги вели к церкви Сант Яго да Компостела, расположенной на северо-востоке Испании, где хранились мощи апостола Иакова. На каждой из них в романскую эпоху возникли большие паломнические базилики. В основе плана собора в Компостеле лежит латинский крест. Это трехнефная церковь с трехнефным трансептом и большой восточной частью с девятью капеллами. Над боковыми нефами – хоры. Таким образом был организован круговой обход в нижнем и верхнем ярусах и возможность доступа к капеллам, в каждой из которых был устроен собственный алтарь и хранились священные реликвии.

Главный неф и ветви трансепта собора в Компостеле перекрыты цилиндрическими сводами. Свод центрального нефа пересекают поперечные ребра, положение которых соответствует осям опор. Из-за использования цилиндрических сводов освещение здесь недостаточное.

В самой большой паломнической базилике Сен Сернен в Тулузе, расположенной на юго-западе Франции, как и в соборе Сант Яго, полукруглые в плане капеллы примыкают к апсиде и восточной стороне трансепта. Средокрестие отмечено многоярусной башней, строительство которой было завершено в 1233.

Сицилия. Греческие колонии, а затем столетия римского владычества заложили прочный классический фундамент сицилийской культуры. Позднее остров принадлежал Византии, арабам и норманнам, сохраняя тесные контакты с Ломбардией, и архитектура сохранила следы всех этих культурных и временнх слоев. В кафедральном соборе города Монреале легкие аркады, разделяющие внутреннее пространство на нефы, и стропильное перекрытие напоминают архитектурные формы раннехристианских базилик. Резные капители и мозаики исполнены византийскими мастерами, на что указывают греческие надписи. Башни, фланкирующие фасад собора в Чефалу, явно норманнские по происхождению. В Монреале наружная стена апсиды украшена аркадой из пересекающихся арочек, опирающихся на пилястры и накладные колоннки (декоративный мотив, привнесенный норманнскими завоевателями). Но в Нормандии использовали полукруглые арочки, а в Монреале, под влиянием арабской архитектуры, они имеют стрельчатые очертания. В Палатинской капелле в Палермо зодчие возвели сталактитовые своды, ведущие происхождение от арабской архитектуры. Форма арок свидетельствует о контактах с Ломбардией.

Тоскана. Пример тосканского варианта романской архитектуры дает ансамбль города Пизы, в состав которого входят базилика, кампанила (колокольня), баптистерий и кладбище Кампо-Санто. Пространство базилики разделено на нефы тонкими аркадами, поддерживающими деревянную стропильную кровлю; план имеет форму латинского креста. Колонны внутренних аркад близки по облику и пропорциям античному коринфскому ордеру. В облицовке стен чередуются полосы темного и светлого мрамора. Верхняя часть фасада украшена четырьмя рядами плоских аркад, внизу проходит слепая аркада.

Ломбардия. Одним из самых известных произведений ломбардской романской архитектуры является миланский собор Сант Амброджо. Неф собора состоит из квадратных в плане ячеек, каждая из которых перекрыта четырехчастным крестовым сводом. Три пары ребер подчеркивают конструкцию свода. Опоры, поддерживающие такой свод, имеют сложную форму: к столбу приставлены пилястры или тонкие колоннки, доходящие до пят сводов и затем получающие продолжение в линиях соответствующих ребер. При проектировании интерьера Сант Амброджо ломбардские зодчие впервые использовали т.н. связную систему: две ячейки бокового нефа соответствуют одной в главном. В результате каждая вторая опора поддерживает только малые своды боковых нефов, а поскольку нагрузка на такие опоры оказалась меньше, то стало возможным сделать их более тонкими. Возникло ритмическое чередование более массивных и более тонких опор. Еще одной особенностью ломбардского варианта романского стиля является система передачи давления сводов на наружные стены здания: горизонтальный распор от каждого свода главного нефа передается поперечной аркой, проходящей поверх хоров, расположенных над боковыми нефами, на имеющие дополнительные утолщения наружные стены церкви. Естественным следствием принятой схемы чередования столбов стало и аналогичное чередование внешних выступов – бльшие отвечают основным опорам, меньшие – промежуточным.

Новая система сводов с силовыми линиями ребер, а также применение составных (пучковых) опор, чередование главных и промежуточных опор, введение арок для передачи нагрузки на внешние стены не имели прецедентов. Этой системой было связано будущее как романской, так и готической архитектуры. Однако важным ее недостатком является невозможность обеспечить нормальное освещение. Из-за размещения хоров над боковыми нефами высота боковых частей здания стала равна высоте стен главного нефа. Свет, поступающий во внутреннее пространство церкви через верхние окна главного нефа, освещал теперь только хоры, а интерьер центрального и боковых нефов оставался темным. Сант Амброджо очень темная церковь. В целом трактовка деталей здесь более строгая, они обычно довольно сильно акцентированы. В оформлении экстерьера преобладает тот же суровый стиль. Фасад Сант Амброджо украшен рядом крупных арочек. В местах соединения архивольта с опорой каждой арки находятся маленькие консольные полочки. Этот декоративный мотив типичен для ломбардской архитектуры и носит название «ломбардская арка».

назад   дальше



АРХИТЕКТУРА
АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Мастаба
Пирамиды
Храмы
АРХИТЕКТУРА МЕСОПОТАМИИ
Зиккураты
Дворцы
АРХИТЕКТУРА ЭГЕЙСКОГО МИРА
ГРЕЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Храмы
Дорический ордер
Ионический ордер
Акрополь
Коринфский ордер
Жилище
РИМСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Храмы
Постройки форумов
Театры и амфитеатры
Термы
Триумфальные арки
Жилые дома
Поздняя римская архитектура
РАННЕХРИСТИАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Базилики
Архитектура Византии
Средние века
РОМАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Бургундия
Аквитания
Овернь
Прованс
Нормандия
Испания
Сицилия
Тоскана
Ломбардия
Германия
Англия
ГОТИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Французская готика
Английская готика
Готическая архитектура в других странах
Светские сооружения эпохи готики
АРХИТЕКТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Флоренция
Рим
Франция
Испания
Англия
АРХИТЕКТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
Италия
Франция
Англия
ОБРАЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ЭПОХ
Римское «возрождение»
Греческое «возрождение»
Готическое «возрождение»
АМЕРИКАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА
Британское влияние
Небоскребы
Франк Ллойд Райт
РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Новые материалы
Новые формы
Интернациональный стиль
ПОСЛЕВОЕННАЯ АРХИТЕКТУРА
НОВЕЙШИЕ ТЕЧЕНИЯ
АРХИТЕКТУРА НЕЕВРОПЕЙСКИХ КУЛЬТУР
Америка до Колумба
Персия
АРХИТЕКТУРА ИСЛАМА
Индия и Юго-Восточная Азия
Китай и Япония
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
10/07/2020

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!