Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Франция. Разорившие страну религиозные войны ознаменовали окончание эпохи Ренессанса; только с воцарением Генриха IV Франция начала восстанавливать свои силы. Теперь французские зодчие искали образцы в итальянской архитектуре конца 16 в., поэтому Саломон де Бросс при возведении Люксембургского дворца ориентировался на недавние пристройки к флорентийскому палаццо Питти. И в том и в другом здании пилястры и приставные колонны рустованы, т.е. выложены из чередующихся по высоте и толщине блоков камня. И все же в постройке Саломона де Бросса по французской традиции сохраняются и высокие кровли, и подобия башен по углам и в центре фасада, и примыкающий ко дворцу двор. При Людовике XIII французская архитектура приобретает более классический облик. Франсуа Мансар, строя дворец Мезон Лафитт (16421651), использовал ордерные элементы, придав им изящные, стройные пропорции. Здесь снова появляются высокие кровли и акцентировка боковых павильонов, а вместо внутреннего двора сад позади дворца. Ко времени правления Людовика XIV черты змковой архитектуры постепенно исчезают. На восточном фасаде Лувра не осталось и следа высоких кровель. Его огромной колоннаде, проект которой был разработан Клодом Перро (16131688), придан совершенно классический облик, а богатство светотени говорит о связи этого искусства с эпохой барокко. От французской традиционной схемы остается только выделение центра и боковых крыльев. Архитектурно-парковый ансамбль загородной резиденции Короля-Солнце в Версале, где некоторое время находились королевский двор и королевская администрация, стал не только политическим, но и культурным центром королевства. Государственные апартаменты и личные покои короля занимают в общей композиции господствующее положение. Вдоль паркового фасада расположена Зеркальная галерея огромный вытянутый зал, созданный по проекту Жюля Ардуэна Мансара (16451708) и украшенный Шарлем Лебреном (16191690). В экстерьере пониженные кровли уже не видны над карнизом, а положение боковых крыльев дворца слегка акцентировано.После смерти Людовика XIV (в 1715) в период регентства и в годы правления Людовика XV строились небольшие дворцы (отели), не столь пышные и помпезные, как Большой дворец Людовика XIV. В них было множество разнофункциональных помещений, более камерных и уютных. Жермен Боффран (16671754) украсил Салон Принцессы парижского отеля Субиз; в его декорации в полной мере проявились композиционная свобода, интерес к асимметрии и малым формам, утонченная грация, свойственные стилю рококо. Во второй половине столетия наступает реакция на избыточную декоративность рококо; архитектурные формы, сохраняя изящество, становятся регулярнее и строже, прямые линии приходят на смену криволинейным очертаниям. Прекрасным примером нового стиля, названного классицизмом, может служить Малый Трианон Жака Анжа Габриеля (16981782). С середины 18 в., в связи с раскопками Помпей и Геркуланума, возрастает интерес к искусству античности и отчасти к искусству Возрождения. Создавая купол Дома инвалидов в Париже (17641790), Жак Суффло (17091780) явно отталкивался от формы купола часовни-ротонды Темпьетто архитектора Браманте. Характер использования им ордерных элементов свидетельствует об увлечении мастера древнеримской архитектурой. Англия. В течение всего 16 в. английская архитектура была по преимуществу готической. Только в следующем столетии благодаря деятельности Иниго Джонса (15731652), совершившего путешествие в Италию и познакомившегося там с произведениями античных и ренессансных архитекторов, в Англию проникает классический дух. Созданный по проекту Джонса Банкетный зал в Лондоне исполнен в палладианском стиле. Ордерные элементы, обрамления окон, балюстрада, руст, все это имеет прообразы в архитектуре вилл Палладио. Кристофер Рен (16321723), универсальный мастер, работавший сразу в нескольких стилях, привнес в английскую архитектуру черты барокко. Рен руководил работами по восстановлению лондонских зданий после пожара 1666, а также возглавлял комиссию по строительству приходских церквей. Архитектор исполнил несколько проектов церквей, ставших образцами для церковной архитектуры в Англии и Америке. Крупнейшей работой Рена стал собор св. Павла. Взяв за основу римский собор св. Петра, он отошел от проекта Микеланджело, в котором подкупольный барабан собора был оформлен наложенными на его поверхность полуколоннами, отдав предпочтение более объемной трактовке этой части здания. Рен окружил барабан колоннами, уподобив верхнюю часть кругового храма Темпьетто архитектора Браманте. Двухъярусный портик фасада и фланкирующие его башни соответствуют трехчастной структуре интерьера собора.Последователи Рена, работавшие в начале 18 в., обращались в первую очередь к творчеству Иниго Джонса и Палладио. Под влиянием построек лорда Берлингтона в годы правления короля Георга в строительстве крупных поместий утверждается палладианская композиция. К главному прямоугольному в плане объему, где размещаются парадные апартаменты, ведет торжественная колоннада входа, боковые корпуса соединены с центральным корпусом галереями. В трактовке архитектурных форм господствует «благородное величие». В 60-е годы 18 в. в произведениях братьев Адам главным критерием становится элегантность. Архитекторы создают помещения разной формы, устраивая в них ниши и апсиды, организуют анфилады залов. Гипсовые, рельефные вазы, пальметты, гротески, звезды слегка выступают на поверхности стен и потолка. Орнаменты делаются, как правило, белыми по контрасту с матовой раскраской стен; римское происхождение большинства мотивов указывает на увлечение античной историей и археологией. |
|