Вывести на печать

Веданта. В этом значении «позитивной вещи», а также просто «вещи» термин «бхава» и фигурирует в большинстве контекстов индийской философской литературы, в том числе и ведантийской, примером чему может служить отрывок из монументального трактата Мандана Мишры (7–8 вв.) Брахмасиддхи, где его оппонент утверждает, что одно «положительно сущее» (бхава) – истинное знание – не может ликвидировать другое – ложное познание, которое также не есть простое отсутствие знания.

Но само учение вайшешиков и наяиков подвергается ведантистами решительной критике. Так, Шанкара в Чхандогьйопанишад-бхашье порицает их за то, что они трактуют и бытие и небытие как разнородные, но сущностно «равноправные», действительные вещи. В Брихадаранькопанишадбхашья-варттике Сурешвара (7–8 вв.) в полемике с мимансаками, настаивавшими на различении индивидуальной души и Брахмана, утверждает, что различие не может быть реальным, поскольку то, что реально, не может быть ни от чего зависимо. Потому отсутствие различия есть сама природа реального, и даже, казалось бы, для всех очевидное различие между инструментом и предметом познания нельзя считать в конечном счете действительным. Два небытия (абхава) не могут находиться в каком-либо отношении друг к другу, поскольку как не-сущее они друг от друга не отличимы; небытие не может также соотноситься как-либо с сущим – будь то посредством контакта, присущности или идентичности, поскольку они друг с другом несовместимы. Следовательно, реальным может быть лишь положительно сущее (бхава), но все положительно сущее не допускает различия.

Среди других философских направлений Индии термины «бхава» и «абхава» исследовались в буддийской мадхьямике. Нагарджуна неоднократно подчеркивал взаимокоррелятивность, следовательно, в его трактовке, и условность этих понятий. В трактате Виграхавьявартани сама пустотность (шуньята) определяется как зависимое бытие (пратитьябхава) сущего, которое, в свою очередь, равнозначно отсутствию у него собственной природы. К терминам «бхава» и «абхава» обращались и грамматисты.

АВИДЬЯ; ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ; ВАЧАСПАТИ МИШРА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; НАГАРДЖУНА; НЬЯЯ-БХАШЬЯ; ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА; САТТА; СВАБХАВА; УДАЯНА; ШАНКАРА; ШУНЬЯТА.

назад



БХАВА
Вайшешика-ньяя
Веданта
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
20/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!