Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Веданта. В этом значении «позитивной вещи», а также просто «вещи» термин «бхава» и фигурирует в большинстве контекстов индийской философской литературы, в том числе и ведантийской, примером чему может служить отрывок из монументального трактата Мандана Мишры (78 вв.) Брахмасиддхи, где его оппонент утверждает, что одно «положительно сущее» (бхава) истинное знание не может ликвидировать другое ложное познание, которое также не есть простое отсутствие знания. Но само учение вайшешиков и наяиков подвергается ведантистами решительной критике. Так, Шанкара в Чхандогьйопанишад-бхашье порицает их за то, что они трактуют и бытие и небытие как разнородные, но сущностно «равноправные», действительные вещи. В Брихадаранькопанишадбхашья-варттике Сурешвара (78 вв.) в полемике с мимансаками, настаивавшими на различении индивидуальной души и Брахмана, утверждает, что различие не может быть реальным, поскольку то, что реально, не может быть ни от чего зависимо. Потому отсутствие различия есть сама природа реального, и даже, казалось бы, для всех очевидное различие между инструментом и предметом познания нельзя считать в конечном счете действительным. Два небытия (абхава) не могут находиться в каком-либо отношении друг к другу, поскольку как не-сущее они друг от друга не отличимы; небытие не может также соотноситься как-либо с сущим будь то посредством контакта, присущности или идентичности, поскольку они друг с другом несовместимы. Следовательно, реальным может быть лишь положительно сущее (бхава), но все положительно сущее не допускает различия.Среди других философских направлений Индии термины «бхава» и «абхава» исследовались в буддийской мадхьямике. Нагарджуна неоднократно подчеркивал взаимокоррелятивность, следовательно, в его трактовке, и условность этих понятий. В трактате Виграхавьявартани сама пустотность (шуньята) определяется как зависимое бытие (пратитьябхава) сущего, которое, в свою очередь, равнозначно отсутствию у него собственной природы. К терминам «бхава» и «абхава» обращались и грамматисты. АВИДЬЯ; ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ; ВАЧАСПАТИ МИШРА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; НАГАРДЖУНА; НЬЯЯ-БХАШЬЯ; ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА; САТТА; СВАБХАВА; УДАЯНА; ШАНКАРА; ШУНЬЯТА. |
|