Вывести на печать

CАТТА (санскр. – «свойство существования»), категория индийских философских текстов, означающая существование как предельное свойство всех родов сущего. «Свойство существования» находится в сложных отношениях с «бытием» (бхава), выступая в некоторых контекстах его синонимом, в других – его смысловым замещением.

Философия вайшешики. В Вайшешика-сутрах сатта-существование определяется как источник всех субстанций, качеств и движений (первые три из шести классических категорий вайшешики) в виде «предикации»: «Это – сущее», а потому оно мыслится как отличное от всех этих трех рубрикаций сущего. В Дашападартхашастре Чандрамати (5–6 вв.) сатта подводится под четвертую категорию вайшешиков – универсалию, в качестве предельного рода, который не может быть уже видом какого-либо другого. У Прашастапады в Падартхадхармасанграхе универсалия существования распространяется на три первые категории (замещая бытие-бхаву), и при этом говорится об их «связи с существованием», тогда как три другие – универсалии, партикулярии и присущность – обобщаются лишь категорией аститва («свойство быть»), из чего следует, что различные типы бытийности существуют не одинаково, но по-разному, и те, которые обобщаются первыми тремя категориями, существуют как бы более «плотно», чем вещи второго онтологического уровня (при последовательном реализме вайшешиков – в средневековом смысле – указанные «кванторы существования» существуют и в вещах, и до вещей как особые, отличные от них вещи). Прашастапада нашел аналогию для передачи основной идеи последовательного реализма, предложив считать, что сатта «окрашивает» вещи существованием подобно тому, как краска окрашивает ткань. Из этой аналогии следует, что существование вещей – тоже вещь, от самих вещей не зависящая, которая «существует» сама по себе и вступает со всеми прочими вещами в контакт, в результате чего они становятся существующими. Отсюда и частое появление у Прашастапады уже отмеченного термина «саттасамбандха» («связь с существованием»): речь идет об особой связи, соединяющей вневременную универсалию с временными индивидуалиями.

Преемники Прашастапады пытались расширить полномочия универсалии существования, подключив ее по крайней мере к шести основным категориям (аститва должна была принять на себя «груз» небытия-абхавы). Связь субстанций, качеств и движений с универсалией существования подтверждается и у комментатора Прашастапады – вайшешика Вьомашивы, автора Вьомавати (10 в.). Другой комментатор Прашастапады – Шридхара в Ньяякандали (10–11 вв.) пытается объяснить, что означает способность «свойства существовать» только «включать» в себя вещи, ничего не исключая: она означает, что хотя это свойство, как и любая другая вещь, отлично от всех прочих вещей, его «местопребывание» не отлично от них. Третий значительный комментатор Прашастапады, наяик Удаяна, включает «свойство существования» в четвертую категорию вайшешиков – универсалии, из чего следует, что он либо противоречит Прашастападе, который ограничил универсалию существования первыми тремя категориями, либо уточняет это ограничение: универсалия существования «окрашивает» только «ткань» субстанций, качеств и движений, но сама локализуется не в ткани, а в красках. Вайшешик Валлабха, автор трактата Ньяялилавати (12 в.), трактует отрицание «не» как то, что не наделено ни свойством существования (сатта), ни каким-либо отношением к существованию. Но он ставит и другой вопрос: правомерно ли считать свойство существования реальной универсалией? Валлабха «встречает» возражение, по которому слово «существует» релевантно по отношению к способности вещи быть объектом истинного суждения, и отвечает, что таковые объекты могут быть либо положительными, либо отрицательными. Но такое различение возможно лишь в том случае, если мы признаем нечто общее, присущее шести «положительным» категориям, и таково свойство существования. Однако он подвергает определенной ревизии разграничение Прашастапады: универсалия существования релевантна по отношению к трем первым категориям непосредственно, к трем последним – опосредованно. В целом, еще раз акцентируя тот момент, что в последовательно реалистической (в указанном смысле) онтологии вайшешиков «свойство существования» конструируется как «общая вещь», благодаря причастности к которой мир партикулярий окрашивается единым цветом – цветом существования и не распадается на составляющие, нельзя не отметить и чрезвычайно изощренную иерархизацию сущего, в которое была вовлечена сатта. Основание этой иерархической пирамиды составляют «чистые партикулярии», в которых универсальность нулевая, средний ярус – универсалии-партикулярии (начиная с обычных индивидуальных вещей и завершая абстракциями категорий типа субстанциальности), верхний – Существование как «чистая универсалия», предоставляющая «право на бытие» всем прочим универсалиям, взаимодействие которых дает возможность существовать миру.

дальше



CАТТА
Философия вайшешики
Другие философские направления
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
29/03/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!