Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() НЬЯЯ-БХАШЬЯ (санскр. ![]() Ватсьяяна связывает отдельные единицы комментируемого текста между собой, уточняет их значение, разъясняет пассажи, делит определения сутр на части и «параграфы», углубляет диалог составителя сутр с его оппонентами и «создает» новых, а также обеспечивает классификации комментируемого текста иллюстративным материалом (прежде всего в комментарии к V разделу сутр) с целью снабжения «наглядными пособиями» учителей. В Ньяя-бхашье 16 канонических единиц ньяи падартхи обретают признаки философских категорий (на них «распределяется» сущее как таковое); они же делятся на две основные категории источники знания и предметы знания и 14 вспомогательных. Эти философские категории (которые оказываются, в свою очередь, аспектами четырех «сверхкатегорий» источника познания-прамана, субъекта познания-праматр, предмета познания-прамея и результата познания-прамити) являются основным признаком, отличающим философию как научную дисциплину знания (анвикшики здесь Ватсьяяна опирается на Артхашастру) от «только познания Атмана» вроде гносиса Упанишад. Автор Ньяя-бхашьи полемизирует с материалистами, буддистами разных направлений, мимансаками, санкхьяиками, ведантистами и вводит доктрины ньяи в контекст общеиндийского «философского симпозиума». Расширяя проблематику сутр, Ватсьяяна нередко пользуется их исходным материалом для построения новых для ньяи философских конструкций: концепции ума-манаса как «внутреннего чувства», объектами которого являются составляющие эмоционального мира индивида, а также концепции памяти как проявления авторефлективного сознания, обосновывающего субстанциальное Я, дистрибуции проявленных и латентных качеств материальных элементов, иерархизации уровней универсалий и вечности («отрицательной» и «положительной»), обоснования бытия Бога как агента мироздания. Ньяя-бхашья стала первым ярусом «многоэтажного» здания комментаторской литературы наяиков: в 7 в. к ней составляется Ньяя-варттика Уддьотакары, к последней Ньяяварттика-татпарьятика Вачаспати Мишры (910 вв.), которая, в свою очередь, была истолкована в Ньяяварттикататпарьятика-паришуддхи Удаяны (11 в.). При этом каждое поколение наследников Ватсьяяны начинало новый виток дискуссии с буддистами (которые в лице Дигнаги вступили в решительную полемику с автором Ньяя-бхашьи). См. также АРТХАШАСТРА; АТМАН; ДИГНАГА ; ДХАРМАКИРТИ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; НЬЯЯ-СУТРЫ; ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА.
|
![]() |
![]() |