Вывести на печать

УДАЯНА (санскр. ), индийский философ 11 в. Уроженец Митхилы (северо-восток Индии), Удаяна много странствовал (наиболее известны его паломничества в Бенарес и Пури), был автором по крайней мере семи сочинений.

Атмататтвавивека (Различение истины об Атмане) – полемический антибуддийский трактат. Доктрина всемгновенности, отрицающая существование любых перманентных сущностей, прежде всего Атмана, логически несостоятельна, равно как и учение виджнянавадинов, отрицающих существование внешних по отношению к сознанию вещей, которое отрицает и Атмана (несводимого к серии познавательных актов), и отождествление объекта с его свойствами, и аргумент в связи с ненаблюдаемостью Атмана. Удаяна показывает, что эти позиции противоречат и восприятию, и умозаключению, и самосознанию, и таким принятым самими буддистами основоположениям, как закон кармы. В трактате обосновываются существование Бога, авторитет Вед и наяиковская концепция «освобождения» как полного прекращения страданий. Несмотря на свой полемический заряд, Удаяна развивает и своеобразную «экуменическую» позицию: миманса, материализм, неабсолютистская веданта, виджнянавада, веданта в целом, мадхьямика, санкхья, шактизм, адвайта-веданта и ньяя, которую он называет «высшей ведантой», суть последовательные ступени восхождения к единой истине.

Ньяякусуманджали (Венок из цветов дерева ньяи) – «диссертация» по теологии, демонстрирующая возможности логического вывода в доказательствах бытия Бога. Таких аргументов восемь: 1) мироздание, имеющее природу следствия, предполагает миросозидателя подобно тому, как горшок предполагает горшечника; 2) мир состоит из атомов, но они, будучи пассивными, требуют перводвигателя, которым и должно быть Божество; 3) мироздание поддерживается сознательным усилием, поскольку не «падает», – также, как палку в воздухе держит в когтях птица; 4) должен был существовать Первоучитель слов, причем им не мог быть человек; 5) знание, содержащееся в Ведах, безупречно, ибо подобно непосредственному восприятию; 6) Веды должны иметь Автора подобно медицинским и прочим трактатам; 7) Веды произведения Сознательного Существа, ибо подобны Махабхарате и другим сочинениям. Эти аргументы обращены против санкхьяиков, но в модифицированном виде применимы и против мимансаков. В вводных стихах имплицитно присутствует еще одно доказательство – в духе «экуменического религиоведения»: в пользу существования Бога свидетельствует его реальное почитание даже теми, кто отрицает его, ибо буддисты почитают его как всеведущего, джайны – как аскета, мимансаки – как объект ритуала, и даже материалисты признают его отражение во внешнем мире.

В Киранавали (Линии лучей) – комментарии к Падартхадхармасанграхе Прашастапады – Удаяна в разделе, посвященном субстанциям, восстанавливает статус небытия как седьмой категории, который оно утратило у Прашастапады, определяет «освобождение» (мокша) и средства его достижения, природу темноты (как «положительной» сущности), универсалий, кванторов индивидуации, присущности, свойства материальных элементов (вновь позволяющих ему обратиться к доказательствам бытия Бога как перводвигателя вещества), пространства, времени, Атмана. В разделе, посвященном качествам, определяется прежде всего сама качественность (гунатва), а затем отдельные составляющие этого класса – числа, разделенность и т.д.; завершается текст исследованием источников знания.

См. также АНАТМАВАДА; АТМАН; ДИГНАГА; ДХАРМАКИРТИ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; КАРМА; МОКША; ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА.


Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
19/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!