Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
БХАВА |
БХАВА
(санскр. «бытие», «существующее», «существо», «природа чего-либо», «состояние», «сознание», «сердце», «смысл»), термин индийской философии. «Бытие», соответственно, «небытие» предваряются в индийской культуре оппозицией «сущего» (сат) и «не-сущего» (сат), известной уже из поздних гимнов Ригведы. Позднее, в Чхандогья-упанишаде, можно установить даже наличие двух мнений, согласно которым сущее произошло из сущего и, соответственно, не-сущего.
В памятниках Палийского канона понятия («бытие») как устойчивое, статическое состояние вещи и («становление») как динамическое, кинетическое являются нередко взаимозаменяемыми. Эту закономерность можно было бы объяснить самим буддийским учением, согласно которому в мире нет ничего устойчивого и все сущее может трактоваться как поток событий. Однако границы между «бытием» и «становлением» были достаточно подвижны также в тех учениях, которые признавали наличие в мире перманентных сущностей. Так, в древней санкхье, по версии учения, приписывавшейся легендарному мудрецу Асита Дэвале, в числе составляющих индивидуального существования названы, после пяти стихий и времени, также бхава и абхава («небытие»), которые означают здесь возникновение и устранение, т.е. не сами бытие и небытие, но переход в состояния бытия и небытия. Вайшешика-ньяя. Уже в той иерархии универсалий, которая была представлена в Вайшешика-сутрах, различаются три онтологических уровня: только общее, общее-индивидуальное и только индивидуальное. К высшему классу второго уровня относятся субстанциальность (универсалия всех субстанций), качественность (универсалия качеств) и двигательность (универсалия движений), но и они представляют собой индивидуалии в контексте первого уровня, к которому относится только бытие-бхава. Далее, согласно Вайшешика-сутрам, бытие, будучи высшей универсалией (не являющейся чьей-либо индивидуалией), может считаться только единым, поскольку его различительный признак употребление слова «есть» и в нем отсутствуют какие-либо признаки дифференциации. Другие пассажи Вайшешика-сутр важны как свидетельство широты смысла этого понятия: бхава означает присутствие чего-либо (абхава, соответственно, отсутствие), например, конкретного познания при контакте Атмана, органа восприятия и объекта. Интересен отрывок, согласно которому бытие, как и качественность, являются чувственно воспринимаемыми. Во вступлении к Ньяя-бхашье Ватсьяяна, ставя вопрос: «Что такое истина?» отвечает, что это «[познание] наличного бытия (садбхава) у сущего и отсутствия такового (асадбхава) у не-сущего». Сопоставление употребляемых терминов свидетельствует о том, что «бытие» понимается здесь не как абстрактный квантор существования, но как положительная характеристика вещей. Первый по времени комментатор Вайшешика-сутр Чандрананда (ок. 89 вв.) отождествляет бхаву с «существованием» (сатта) и подчеркивает тот существенно важный момент, на который в сутре содержался лишь намек, а именно, что бытие-существование релевантно только в связи с тремя первыми категориями субстанциями, качествами и движениями, из чего следует, что оно, соответственно, не релевантно в связи с тремя другими нормативными категориями вайшешики (универсалии, партикулярии и присущность). В субкомментарии к Ньяя-бхашье Вачаспати Мишра обращается к бытию для выяснения основных логических законов. Так, различая вполне четко контрарность (отношение противоположности) и контрадикторность (отношение противоречивости), он иллюстрирует первое противопоставлением синего желтому, второе небытия бытию (одно не просто связано с отсутствием другого, но есть само это отсутствие). Шридхара (ок. 10 в.) во вступлении к Ньяякандали (комментарий к Падартхадхармасанграхе Прашастапады) указывает, что Прашастапада не счел нужным включать небытие в систему категорий (как то сделал его предшественник Чандрамати) не потому, что такой категории и ее референта нет вообще, но потому, что небытие зависимо (паратантра) от бытия, представленного в шести нормативных категориях вайшешики. Другой известный комментатор Прашастапады Удаяна (10 в.) в первом разделе Киранавали, посвященном субстанциям, полемизирует с ним по поводу статуса темноты. Шридхара полагал, что она, хотя и не является субстанцией, все же есть особый вид цвета и потому может быть отнесена к позитивным вещам (бхава), поскольку мы можем фиксировать ее наличие. Удаяна возражает, что она не относится к таковым, поскольку никто не может воспринять темноту без предшествующего восприятия света. Веданта. В этом значении «позитивной вещи», а также просто «вещи» термин «бхава» и фигурирует в большинстве контекстов индийской философской литературы, в том числе и ведантийской, примером чему может служить отрывок из монументального трактата Мандана Мишры (78 вв.) Брахмасиддхи, где его оппонент утверждает, что одно «положительно сущее» (бхава) истинное знание не может ликвидировать другое ложное познание, которое также не есть простое отсутствие знания.Но само учение вайшешиков и наяиков подвергается ведантистами решительной критике. Так, Шанкара в Чхандогьйопанишад-бхашье порицает их за то, что они трактуют и бытие и небытие как разнородные, но сущностно «равноправные», действительные вещи. В Брихадаранькопанишадбхашья-варттике Сурешвара (78 вв.) в полемике с мимансаками, настаивавшими на различении индивидуальной души и Брахмана, утверждает, что различие не может быть реальным, поскольку то, что реально, не может быть ни от чего зависимо. Потому отсутствие различия есть сама природа реального, и даже, казалось бы, для всех очевидное различие между инструментом и предметом познания нельзя считать в конечном счете действительным. Два небытия (абхава) не могут находиться в каком-либо отношении друг к другу, поскольку как не-сущее они друг от друга не отличимы; небытие не может также соотноситься как-либо с сущим будь то посредством контакта, присущности или идентичности, поскольку они друг с другом несовместимы. Следовательно, реальным может быть лишь положительно сущее (бхава), но все положительно сущее не допускает различия.Среди других философских направлений Индии термины «бхава» и «абхава» исследовались в буддийской мадхьямике. Нагарджуна неоднократно подчеркивал взаимокоррелятивность, следовательно, в его трактовке, и условность этих понятий. В трактате Виграхавьявартани сама пустотность (шуньята) определяется как зависимое бытие (пратитьябхава) сущего, которое, в свою очередь, равнозначно отсутствию у него собственной природы. К терминам «бхава» и «абхава» обращались и грамматисты. АВИДЬЯ; ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ; ВАЧАСПАТИ МИШРА; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; НАГАРДЖУНА; НЬЯЯ-БХАШЬЯ; ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА; САТТА; СВАБХАВА; УДАЯНА; ШАНКАРА; ШУНЬЯТА.Чаттерджи С., Датта Д. Введение в индийскую философию. М., 1955 Радхакришнан С. Индийская философия, тт. 12. М., 19561957 Топоров В.Н. Мадхьямики и элеаты: несколько параллелей. В кн.: Индийская культура и буддизм. Сб. статей памяти акад. Ф.И. Щербатского. М., 1972 Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М., 1990 Шохин В.К. Брахманистская философия: начальный и раннеклассический периоды. М., 1994
|
"БХАВА" STUDENTS.BY |