Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
||
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() |
![]() ВАЧАСПАТИ МИШРА (санскр. ![]() I. В ньяе Вачаспати Мишре принадлежит, помимо индекса (в котором сутры ньяи делятся на тематические «параграфы»), комментарий к комментарию Уддьотакары на Ньяя-сутры Ньяя-варттика-татпарьятика, где он отразил буддийскую атаку на наяиков (на сей раз предпринятую Дхармакирти и его последователем Дхармоттарой). Вачаспати Мишра подвергает критике прежде всего буддийские теории восприятия. Он отстаивает открытые наяиками и мимансаками две стадии перцептивного познания вещей: последователи Дигнаги различают «ощущения» и «понятия», соотнося восприятие только с первыми, довербальное отражение вещей (нирвикальпака) и восприятие как включающее и их идентификацию («Это есть то»), следовательно, и элементы рефлексии (савикальпака). С другой стороны, он допускает возможность постепенного восприятия (буддисты настаивают на мгновенной перцепции), а также восприятия универсалий в самих вещах. В свою очередь, признание реального статуса универсалий ведет Вачаспати Мишру к отрицанию буддийской номиналистической «теории имен» (апоха-вада), по которой мы фиксируем в понятии не то, чем является вещь, но лишь то, чем она не является. В этом же сочинении Вачаспати Мишра полемизирует с мимансаками, отвергая их учение о самодостоверности истины: критерий истины носит «внешний» характер. Специальное внимание он уделяет слову авторитета как одному из основных источников знания. II. Вачаспати был также автором комментария к трактату мимансака Мандана Мишры (78 вв.) Вибхрамавивека, предметом которого были концепция ошибочного познания под названием Ньяя-каника (Зернышко логики). В этом комментарии излагается, в частности, дискуссия школ Кумарилы и Прабхакары о мотиве выполнения обрядовых предписаний. Он автор и оригинального трактата Таттва-бинду (Капля истины), посвященного проблемам критериологии и семантики. III. В йоге Вачаспати принадлежал комментарий к Йога-бхашье Вьясы Таттва-вайшаради (Искусность в раскрытии истины). Здесь анализируется природа отношения между менталитетом (читта) и духовным началом (пуруша), и это отношение осмысляется как чистое вневременное и внепространственное соприсутствие, опирающееся на «предустановленную гармонию». Бог-Ишвара значительно конкретизируется в сравнении с трактовкой Вьясы, выступая гарантом истины и дхармы, стремясь извлечь живые существа из сансары и активно участвуя в делах мира, но сам не подвергается действиям незнания и аффектов подобно тому, как актер, играющий роль Рамы, не разделяет его судьбу. Вачаспати значительно уточняет и конкретные стадии восьмеричного пути йоги, прежде всего асаны (йогические положения тела), обильно привлекая материал хатха-йоги, а также пранаяму (контроль над дыханием) и дхарану («держание» мысли в поле одного объекта). Рекомендуя медитировать на внешние «благоприятные опоры» в виде ведийских богов Хираньягарбхи, Индры, Праджапати и, более всего, Вишну, он советует не останавливаться на этом, но держать сознание далее в точке «Я Божество», а затем просто «Я». IV. Вачаспати написал также самый систематизированный из комментариев к Санкхья-карике Таттва-каумуди (Лунный свет истины), преобразуя стихи Ишваракришны в тематические «параграфы» и используя эрудицию как в санкхье, так и в ньяе. Именно ему принадлежит заслуга первого систематического изложения теории познания под углом зрения санкхьи, прежде всего логического вывода. Отношения между пурушей и менталитетом (в данном случае буддхи) ключевая проблема для радикального дуализма санкхьи трактуются в терминах их взаимоотражения. Вачаспати вводит также концепцию аккумулятивного происхождения материальных элементов из чистых «объектностей»-танматр. V. В адвайта-веданте Вачаспати Мишра истолковал основной труд Шанкары Брахмасутра-бхашью в комментарии Бхамати (Лучезарное истолкование), где подверг критике первое «покушение» на адвайту со стороны ведантистов-вишнуитов, предпринятое Бхаскарой (89 вв.). Опираясь на идеи Мандана Мишры, основной философский труд которого Брахма-сиддхи (Установление Брахмана) он откомментировал, Вачаспати пытается решить самую, вероятно, сложную из проблем адвайты где, собственно, локализуется само Незнание (авидья), создающее иллюзорную картину множественности и становления вещей как существующих помимо Брахмана? Вачаспати-ведантист различает предмет незнания (вишая) и его локус-«местопребывание» (адхара): первым является Брахман, вторым индивидуальные души. Вместе с тем он проводит и другую дифференциацию между индивидуальными заблуждениями отдельных душ (джива) и неким «корневым» космическим Незнанием, (мулявидья), которое отчасти напоминает алая-виджняну йогачаров. Это «хранилище незнания», сохраняющееся даже в периоды космических разрушений (пралая), позволяет ему избежать тех умозрительных сложностей, на которые обращали внимание оппоненты веданты прежде всего, угрозы разрушения вселенной вследствие достижения истинного знания хотя бы одним индивидом. Вачаспати Мишра развивает и другой аспект концепции незнания, который был лишь намечен Шанкарой в виде «доктрины ограничения» (аваччхеда-вада): Незнание ответственно за то, что, например, пространство в горшке (аналог индивидуальной души) считается отличным от пространства в комнате (аналог Брахмана). В сотериологии он также солидаризируется с Мандана Мишрой, считая, что само слышание и даже правильная рецепция «священных речений» Упанишад («То еси ты», «Атман есть Брахман» и т.д.) недостаточны для «освобождения», предполагающего весь комплекс подготовки, начиная с практики «интериоризации ритуала» и завершая медитацией над истинами веданты после их осмысления. В другом месте он солидаризируется с Шанкарой, считая возможным «освобождение при жизни» (дживанмукти).О том, каким авторитетом в санкхье пользовалась Таттва-каумуди Вачаспати, свидетельствует уже тот факт, что текст сохранился в более чем 500 рукописях, в течение веков представлял санкхью и многократно комментировался. Субкомментарий к Ньяя-сутре истолковывался Анируддхой (11 в.), его знаменитым современником Удаяной, Шрикантхой (1112 вв.) и Абхаятилакой (1314 вв.), если ограничиться только средневековыми авторами. Наконец, идеи Вачаспати-ведантиста оказались востребованными у Амалананды (13 в.) и известного систематика адвайты Аппая Дикшиты (16 в.). См. также АВИДЬЯ; АЛАЯВИДЖНЯНА; АТМАН; БРАХМАН; ДИГНАГА; ДХАРМА; ДХАРМАКИРТИ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ЙОГАСУТРА-БХАШЬЯ; КУМАРИЛА БХАТТА; МАЙЯ; МОКША; НЬЯЯ-БХАШЬЯ; НЬЯЯ-СУТРЫ; ПРАБХАКАРА; ПУРУША; САНКХЬЯ-КАРИКА; УДАЯНА; ШАНКАРА; ЮКТИДИПИКА.
|
![]() |
![]() |
![]() ![]() ![]()
|