Вывести на печать

Экономические реформы. По оценкам Международного валютного фонда (МВФ), падение производства в Азербайджане с момента провозглашения независимости в 1991 по 1995 составило ок. 60%. Это падение явилось следствием войны с Арменией, разрыва торговых отношений с другими республиками бывшего Советского Союза и общего кризиса государственного хозяйства. Однако уже в 1996 появились признаки начала экономического подъема.

По мере осуществления программы реформ в конце 1997 инфляция была снижена практически до нуля, манат укрепился, а рост ВВП в 1998 составил ок. 9%. При этом активизируются усилия, направленные против роста безработицы и кризиса не связанных с нефтью отраслей экономики.

В 1996 инфляция упала до 28% по сравнению с 85% в 1995 и 1664% в 1994. Однако никаких общегосударственных структурных реформ, в частности приватизации, не проводилось. Важным шагом на пути преобразований явилось принятие закона о земельной реформе, который разрешает частную собственность на землю для граждан страны.

Приватизация. Сектор частной собственности в Азербайджане невелик. После провозглашения независимости была проведена приватизация торговли. В настоящее время в руках частников находится большая часть розничной торговли. Крупные промышленные предприятия, например, нефтяного оборудования и нефтехимические, остаются в руках государства и постепенно приходят в упадок. Будучи неконкурентоспособными даже при поддержке государства, они испытывают нехватку ресурсов для проведения модернизации. Правительство объявило о намерении создать особую экономическую зону в Сумгаите в 25 км к северу от Баку.

Трудовые ресурсы. Непропорционально большую долю квалифицированных специалистов в республике составляли русские и армяне, которые с 1988 начали покидать Азербайджан. В 1991 из 3,9 млн. трудоспособного населения имело работу 2,7 млн. человек, но лишь четверть от пытавшихся найти работу были официально признаны безработными. В 1994 реальный уровень безработицы составил 24,6%. Последующая стабилизация экономики позволила снизить безработицу к концу 1997 до 2,5%. В отраслевой структуре занятости преобладает сфера услуг (52,6%), сельское, лесное и рыбное хозяйство (32,1%) и промышленность (15,3%).

Транспорт. Каспийское море связывает Азербайджан с Россией, Средней Азией и Ираном. Длина железных дорог составляет 1800 км, шоссейных дорог – ок. 21 тыс. км. Железнодорожная сеть Апшеронского п-ова электрифицирована в начале 1930-х годов. Главный аэропорт расположен в Баку; число международных воздушных линий растет, однако объем перевозок воздушным транспортом сокращается.

Железная дорога между Грузией и Азербайджаном используется для транспортировки пассажиров, гуманитарных грузов и нефтяного оборудования. В работе железной дороги, идущей в Российскую Федерацию (и проходящей через Чечню), часто случаются сбои.

В 1993, в качестве инициативы по созданию нового «Шелкового пути», было начато создание транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия. Ее целью является расширение региональной торговли и восстановление связей, нарушенных после распада СССР. Спустя пять лет новый «Шелковый путь» стал реальностью, а объем торговли по нему уже превысил первоначальные планы. Одним из последних успешных проектов стал Таузский мост в Азербайджане, реконструкция которого позволила удвоить объем торговли между Азербайджаном и Грузией.

Внешняя торговля. Распад единого экономического пространства бывшего Советского Союза привел к существенным изменениям в торговой ориентации Азербайджана. Сократилась торговля с северными странами (Россией и Украиной) и увеличилась с южными (Турцией, Ираном и ОАЭ). Азербайджанский импорт в 1995 составил ок. 668 млн. долл. (приблизительно 18% ВВП), а экспорт – 547 млн. долл. В 1995 десятку крупнейших торговых партнеров Азербайджана составили Турция, Россия, Иран, ОАЭ, Туркменистан (природный газ), Германия, Украина, Грузия, Казахстан и США. Крупнейшими рынками для азербайджанского экспорта в 1995 были Иран (нефтепродукты, шерсть), Россия (электрооборудование, нефтепродукты) и Великобритания (хлопок). В 1997 экспорт Азербайджана увеличился до 719 млн. долл., а импорт – до 716 млн. долл.

назад   дальше



АЗЕРБАЙДЖАН
ПРИРОДА
Рельеф
Реки и озера
Климат
Растительность и животный мир
Состояние окружающей среды
НАСЕЛЕНИЕ
Религия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Законодательная и исполнительная власть
Судебная система
Политические партии
Вооруженные силы
Международные отношения
ЭКОНОМИКА
Структура хозяйства
Экономические реформы
Приватизация
Трудовые ресурсы
Транспорт
Внешняя торговля
Банковская система
Энергетика и нефтяная промышленность
Основные иностранные инвесторы в Азербайджане
КУЛЬТУРА
Образование
Наука
Литература и искусство
Киноискусство
Театральное искусство
Архитектура и изобразительное искусство
Средства массовой информации
ИСТОРИЯ
Первая независимая республика
Советский период
Вторая мировая война
Послевоенный период
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в систему свои работы, чтобы они стали доступны всем! Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Добавить работы →

Последнее обновление -
06/12/2019

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!