Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Этническое происхождение и язык. Для доколумбовой Мексики было характерно большое этническое разнообразие. Один из ученых выделял на момент начала конкисты более 700 племенных групп. Эти народы разговаривали почти на 100 различных языках и диалектах двенадцати лингвистических семей. В 1990 почти один миллион индейцев разговаривали только на 52 туземных языках и диалектах. Кроме того, более двух миллионов индейцев говорили как на родном, так и на испанском языках. К главным языкам индейцев, на которых все еще говорят в Мексике, относятся науатль (язык ацтеков, различные диалекты которого представляют самый большой лингвистический массив), миштекский, майя, сапотекский, отоми, тотонакский, масатекский, цоцильский, цендильский, масауа, михе, уастекский, чинантекский и тараско. По оценкам в течение трех столетий колониального правления в Мексику мигрировали 300 тыс. испанцев. Они заключали браки с индейцами, и сегодня метисы преобладают в составе населения Мексики. Большинство негров, число которых по оценкам составляет менее 200 тыс. человек, завезенных в колониальный период для работы на шахтах и плантациях, было ассимилировано местным населением. После достижения независимости крупномасштабной иммиграции в Мексику не наблюдалось. Однако имели место два основных периода притока во время правления Диаса, когда в страну прибыло ок. 11 тыс. итальянских иммигрантов, и непосредственно после Гражданской войны в Испании (19361939), когда сюда в поисках политического убежища приехало ок. 25 тыс. беженцев-лоялистов. Небольшое число китайцев, японцев, немцев, англичан, французов и других европейцев также иммигрировали в Мексику. С середины 20 в. самые крупные перемещения людей происходили между Мексикой и США. Размещение населения. В 1990, как это было и с доколумбовых времен, более половины населения (56%) концентрировалось в центральном регионе, который занимает менее 1/7 всей территории. Этот регион всегда был политическим, экономическим и культурным ядром Мексики. Остальное население распределялось в 1990 по четырем регионам в следующей пропорции: 1) Север 20%; 2) Нижняя Калифорния 2%; 3) южная часть Тихоокеанского побережья 10%; и 4) район Мексиканского залива 12%.В 1990 ок. 1 /4 населения проживало в общинах с численностью населения менее 2500 человек и считалось сельским, и ок. 75% жили в более крупных общинах и считалось городским. Хотя городские агломерации Мехико, Гвадалахары и Монттерея занимают лишь 2% территории страны, в них проживает 25% ее населения. Имеется более 100 тыс. сел и деревень, в большинстве из которых живет менее 400 жителей.Хотя Мексика в основном страна мелких общин, имеются сильные тенденции к урбанизации и индустриализации, которые выражаются в форме роста населения и развития промышленности. Рост городов был особенно быстрым в районе Мехико, вдоль северной границы и в районах, испытавших нефтяной бум, на побережье Мексиканского залива. Самая высокая концентрация населения и промышленности отмечается в столице, городе Мехико, численность населения которого в 1997 составила 8489 тыс. человек. Городская агломерация Мехико составляла 18,8 млн. жителей. Главными региональными городскими и промышленными центрами являются Гвадалахара на западе, с населением 1650 тыс. в 1990 и 3 млн. человек в городской агломерации; Монтеррей на севере, с населением 1068 тыс. и в городской агломерации 2,7 млн. человек; и Пуэбла, к юго-востоку от столицы, с населением в 1017 тыс. человек в городе и 1054 тыс. в городской агломерации. К остальным крупным городам Мексики с населением более 400 тыс. человек в 1990 относятся столицы штатов, порты и пограничные общины: Сьюдад-Хуарес (789 тыс. человека), Тихуана (698 тыс.), Чиуауа (516 тыс.), Акапулько (515 тыс.), Сан-Луис-Потоси (489 тыс.), Веракрус (438 тыс.), Мехикали (438 тыс.), Кульякан (415 тыс.) и Эрмосильо (406 тыс. человек). Религия. Со времен насильственного обращения в христианство испанскими конкистадорами подавляющее большинство мексиканцев в 1990 почти 90% были, по крайней мере формально, римскими католиками. Тем не менее для Мексики характерна крайне активная антиклерикальная традиция. Мексиканские революционеры вели очень длительную и часто ожесточенную борьбу с церковной иерархией, которая до 1850-х годов владела почти половиной земель Мексики, контролировала почти все школы и больницы и функционировала фактически как государство в государстве. По положениям мексиканской конституции, религиозным организациям запрещено владеть землей или управлять школами; монашеские ордена запрещены; религиозная служба может вестись только внутри церковных зданий, принадлежащих государству; а духовенству запрещено голосовать и публично комментировать политические проблемы. Однако с 1940-х годов католические иерархи отказались от резких форм выступления против мексиканской революции, а правительство приостановило проведение в жизнь антиклерикальных законов. Более 3% мексиканцев придерживаются различных форм протестантизма, и имеются небольшие, но процветающие иудаистские и бехаистские общины. |
|