Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Климат. Для Ирака характерны два сезона: продолжительное знойное лето, длящееся с мая по октябрь, и относительно короткая прохладная, а иногда холодная зима, длящаяся с декабря по март. Средние летние температуры достигают 3235 ° С, а в большинстве центральных и южных районов страны превышают 32° С. Воздух прогревается, как правило, до 35° С, но жара может достигать 43° С и даже 49° С. Ночью столбик термометра обычно опускается на 1619° С. Погода постоянно безоблачная и сухая: осадки не выпадают в течение 4-х месяцев и составляют менее 15 мм. в остальные месяцы теплого сезона. На юге Ирака летний период немного жарче и продолжительнее, а влажность воздуха выше, особенно вдоль рек и болот, а также близ морского побережья. На возвышенном северо-востоке сравнительно прохладно, в горах случаются эпизодические летние ливни.Зимой средние температуры колеблются от 4 ° С на севере до 1013° С на юге, ночи часто бывают холодными. На всех метеостанциях регистрировались морозы: в Мосуле, на севере, до 11° С, а в Басре, на юге, до 4° С.Осадки в стране выпадают преимущественно зимой. Дожди обычно начинаются в ноябре, но в основном идут в конце января или начале февраля. Почти вся территория Ирака страдает от сухого климата, на большей ее части годовое количество осадков составляет менее 150 мм в год. Богарное земледелие возможно только в степных районах к северу от рубежа Ханакин Синджар, получающих свыше 380 мм в год. В горах, на северо-востоке, где зимы отмечены сильными снегопадами, годовая сумма осадков превышает 1000 мм в год. Иммиграция уравновешивалась в значительной степени притоком трудовых ресурсов: в 1980-х годах в Ирак в поисках работы прибыло до 1 млн. человек из других частей Ближнего Востока и остальных азиатских регионов. Несколько сотен тысяч иракцев проживают за его пределами, Западной Европе и США, а также в других арабских странах, в частности в Сирии и государствах Персидского залива. В 19801988, во время ирано-иракской войны ок. 500 тыс. иракских шиитов были депортированы в Иран. Летом 1988, после разгрома восстания в Иракском Курдистане, тысячи его жителей бежали в соседние районы Турции. Этнолингвистический и религиозный состав населения. Большинство жителей, ок. 75%, составляют арабы, из которых примерно половина принадлежит к шиитской секте имамитов, а половина исповедует ислам суннитского толка. Около 18% населения курды, 7% приходится на туркмен, ассирийцев, армян и другие небольшие этнические группы. Курды образуют большинство в северных и северо-восточных районах страны. В течение всего 20 в. курдские лидеры и их приверженцы вели борьбу за независимость или автономию в рамках современного Ирака. Курды изначально принадлежали преимущественно к полукочевым племенам, однако затем перешли к оседлому образу жизни, а распространение образования, миграции населения в города и разнообразные политические сдвиги способствовали уменьшению власти курдских племенных вождей. Туркмены, придерживающиеся суннизма, проживают в основном в городе Киркук. Ассирийцы изначально принадлежали к древней христианской общине, как и армяне, большинство которых относится к потомкам беженцев, прибывших в Ирак во время или сразу после Первой мировой войны.Самый распространенный язык арабский, используемый в государственных и образовательных учреждениях. Курдский язык, на котором говорят на севере страны, тоже имеет статус официального. В Ираке представлено христианство (3,6%), однако одавляющее число жителей (95%) исповедует ислам и входит в общины имамитов (почти все они арабы) и суннитов. Шииты составляют около половины всех мусульман и преобладают на юге. В остальных областях большинство составляют сунниты. В Ираке расположены многие святыни имамитов: в Эн-Наджафе, Кербеле, Самарре и в Эль-Казимии, одном из городских районов Багдада. Хотя значимость фактора религиозной принадлежности в жизни гражданского общества в Ираке неуклонно уменьшалась на протяжении 1960-х и 1970-х годов, внутренние противоречия между сторонниками обеих главных ветвей ислама вновь заявили о себе в период войны с Ираном. Власть стала рассматривать шиитов как потенциально сочувствующих своим единоверцам в Иране, находящимся у власти. Современным же Ираком руководят преимущественно арабы-сунниты, выходцы из Багдада и Мосула. За последние три десятилетия на высшие посты в государстве выдвинулись и отдельные представители шиитов и иракских христиан, такие, как Садун Хамади и Тарик Азиз. После 1968 на некоторые руководящие должности назначались также образованные иракцы из отдаленных небольших городов к северу и северо-западу от Багдада, независимо от религиозной или национальной принадлежности. |
|