Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Вооруженные силы. По оценкам на 1989, в вооруженных силах страны насчитывалось ок. 117,5 тыс. человек (91 тыс. мобилизованных): 81,9 тыс. человек в сухопутной армии, состоявшей из 8 моторизованных и 5 танковых бригад; 8,8 тыс. человек на флоте; 26,8 тыс. человек в военно-воздушных силах. К 1995 число военнослужащих сократилось до 101,9 тыс. Сухопутная армия насчитывала 51,6 тыс. человек, военно-воздушные силы 21,6 тыс., а военно-морские 3 тыс. человек. В 19551990 вооруженные силы Болгарии были частью сил Варшавского договора военного союза под руководством СССР. Болгария использовала преимущественно советское вооружение, включая тактические ядерные ракеты. Многие офицеры командного состава прошли подготовку в советских военных академиях и институтах. Военная служба в Болгарии всеобщая и обязательная; ее срок два года, а на флоте три. Военные округа находятся в подчинении министерства обороны. Кроме регулярной армии, имеются пограничные войска, служба безопасности и полиция. В январе 1990 политический контроль над вооруженными силами и министерством внутренних дел со стороны БКП был признан незаконным, а затем отменен. Партийные организации в каждом подразделении и главное политическое управление при министерстве обороны были упразднены. Внешняя политика. Болгария всегда имела тесные связи с Россией. После Второй мировой войны и при коммунистическом режиме «болгаро-советская дружба» стала интегральной частью официальной идеологии и политики. Страна была участницей Варшавского договора и входила в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).Болгария поддерживает дипломатические отношения более чем со 130 государствами, однако с рядом стран они были временно прерваны с Израилем в 1967, Чили в 1973 и Египтом в 1978 (в конце 1990-х годов они были восстановлены). Болгария является членом ООН (с 1955) и принимает участие в работе ок. 300 международных организаций и учреждений. С августа 1990 установлены и развиваются отношения с НАТО в рамках программы «Партнерство во имя мира». 5 мая 1992 Болгария была принята в Совет Европы. В марте 1993 подписала соглашение с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ). С 1 февраля 1995 стала ассоциированным членом Европейского союза (ЕС). Отношения с соседней Турцией, историческим противником Болгарии и членом НАТО, были постоянно напряженными, но особенно обострились после 1984 после попытки насильственной ассимиляции турецкого меньшинства. После падения режима Живкова наметилось улучшение отношений между этими государствами. Болгаро-югославские отношения в 19481953 носили явно враждебный характер, поскольку Болгария предъявляла притязания на территорию Македонии. После примирения СССР с Югославией в 1955 они улучшились. Следует заметить, что в 1992 Болгария стала первой страной, признавшей независимую республику Македонию, из-за чего подверглась экономическим санкциям со стороны Союзной Республики Югославии. В 1999 официальное признание получил македонский язык, который ранее считался диалектом болгарского. В 1990-е годы почти все политические объединения Болгарии в своих платформах подчеркивали необходимость более тесной ориентации экономики и культуры на страны Запада. Однако вплоть до отстранения от власти правительства БСП в 1997 международные связи с западными странами развивались медленно. Весной 1999 президент и парламентское большинство выступили с поддержкой действий НАТО в Сербии. При коммунистах, которые пришли к власти в 1944, такие административные меры, как земельная реформа, национализация промышленности и банков, форсированная и всеобщая централизация сельскохозяйственного производства, способствовали обобществлению экономики. Б льшая часть земли стала собственностью коллективных хозяйств, и к 1952 земельная рента, которую получали землевладельцы, была почти полностью отменена, частные промышленные предприятия, использовавшие наемную рабочую силу, ликвидированы, а функционирование рынка заменено бюрократической «импровизацией».В 19501960-е годы коммунистический режим перевел экономику страны на путь форсированной индустриализации. В середине 1970-х годов предпринята попытка концентрации сельскохозяйственного производства в крупных агропромышленных комплексах с числом занятых не менее 6000 человек В 1980-е годы высокие темпы экономического роста привели к нарушению платежного баланса. Экономическая реформа, предпринятая в конце 1980-х годов, была нацелена на создание новой модели управления экономикой, стимулирование рынка, наделение предприятий значительно б льшими правами и поощрение конкуренции. В 1989 капитальные вложения достигли 102,7 млрд. долл. (89,7 млрд. левов при официальном обменном курсе 0,873 лева за 1 долл. США), однако к тому времени основное оборудование было в значительной степени изношено (ок. 40% использовалось более 10 лет). Несмотря на то, что 42% всех инвестиций в 1989 направлялось на модернизацию промышленности, внедрение новых технологий шло медленно. Предприятия, деятельность которых контролировалась государством, реорганизовывались в фирмы. В конце 1989 65% всей несельскохозяйственной продукции производилось 1300 государственными фирмами. Но просчеты в управлении и отсутствие четкого нормативного регулирования затрудняли деятельность этих фирм. Инфляция, которая, по оценкам западных специалистов, в 1987 составляла 3%, проявлялась не столько в повышении цен, сколько в дефиците товаров, а также в распаде рынка. В 19891990 после многих лет систематического дефицита потребительских товаров страна столкнулась с глубоким кризисом в снабжении продуктами питания. В целом в конце 1980-х годов болгарская экономика функционировала с низким уровнем экономической эффективности, которая еще больше упала в первой половине 1990-х годов.В 19481980 среднегодовые темпы роста национального дохода составляли 7,5%. Экономический рост, весьма значительный в 19601970-е годы со среднегодовыми темпами роста национального дохода 8,75% в 19661970, 7,8% в 19711975, 6,1% в 19761980, в 19811985 снизился до 3,7%, а в 19861989 до 3,1% (прирост в 1988 составил 2,4%, а в 1989 впервые зафиксировано снижение национального дохода на 0,4%). Основным источником создания национального дохода долгое время была промышленность. В 1987 60% валового национального продукта (ВНП) приходилось на промышленность, 12% на сельское хозяйство, 10% на строительство, 8% на торговлю и 7% на транспорт. В начале 1990-х годов Болгария (вслед за Россией) перешла на общемировую систему исчисления национального дохода, включающую наряду со стоимостью товаров и услуг материального производства стоимость всей нематериальной сферы. Несмотря на резкое падение уровня промышленного и сельскохозяйственного производства, валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения в начале 1990-х годов в денежном выражении возрастал: 15 677 левов в 1991, 23 516 в 1992, 32 284 в 1993, 64 903 в 1994. При этом надо учитывать фактор инфляции, а также реструктуризацию ВВП: если в 1990 он на 9% состоял из сельскохозяйственной продукции и на 56,8% промышленной, то в 1996 соответствующие цифры составляли 12,6% и 35,7% и в ВВП заметно увеличилась доля сферы услуг. В целом имело место резкое падение уровня промышленного производства: на 10,8% в 1990 по сравнению с 1989, а затем до 1993 несколько меньшими темпами. В 1994 уровень производства увеличился по сравнению с предыдущим годом на 4,5%, при этом ВВП вырос на 1,8%, а в 1995 еще на 2,6%, но в 1996 снова произошло его резкое падение на 8,5% и уменьшились объемы промышленного и сельскохозяйственного производства. К 1995 почти 65% болгар жили за чертой бедности, при этом на еду приходилось тратить более 70% заработков. Ситуация усугубилась вследствие неправильной экономической политики правительства Ж.Виденова, практически свернувшего к 1996 приватизацию, но не устранившего коррупцию. Это замедлило темпы проведения экономических реформ и затормозило деятельность зарубежных инвесторов (иностранные вложения в экономику Болгарии за период с 1992 по 1996 составили всего 800 млн. долл.). Активизировалась деятельность финансовых пирамид, не удавалось вернуть кредиты, а эмбарго на торговлю с Югославией принесло ощутимые убытки. В 1995 было собрано 6,5 млн. т зерна, а в 1996 всего 3 млн. т. Резко сократились хлебные запасы. Поднялись цены на продукты первой необходимости и топливо. Увеличилось число банкротств. Резко упал курс лева (с 70,7 за 1 долл. в начале 1996 до 3000 весной 1997), а валютные запасы за это время сократились с 1236 до 506 млн. долл. Если в 1990 средняя зарплата составляла 200 долл. в месяц, то к 1997 всего 2530 долл.; за чертой бедности оказалось уже 80% населения. Массовые выступления и смена правительства в результате досрочных парламентских выборов в апреле 1997 привели к ужесточению финансовой политики в духе монетаризма, которая проявилась в создании Валютного совета международного органа финансового контроля, который взял на себя многие функции Болгарского народного банка. В то же время подъема промышленности и сельскохозяйственного производства в 19971998 не наблюдалось. По данным экспериментальной группы ЕС, на конец 1997 бюджетный дефицит Болгарии составлял 12%, инфляция за год 678,6%, средняя зарплата 82 долл. в месяц, а иностранные инвестиции 1,2 млрд. долл. ВВП на душу населения оценивался в 1160 долл. (в Румынии 1250 долл.). Валютный резерв страны увеличился в 1997 до 2,4 млрд. долл. (506 млн. долл. в 1996). В то же время внешний долг Болгарии к концу 1997 составлял 9,9 млрд. долл., т.е. 113,5% ВВП (в 1996 103%). В 1998 поступления в казну от приватизации достигли 665 млн. долл. |
|